Ловозерские тундры. Сейдозеро. . Сейдозеро: тайна природы или древних гиперборейцев? Хибины сейдозеро

Все, что нельзя объяснить научным путем, вызывает у человека массу вопросов. Среди объектов, которые поставили в тупик многих исследователей, числится и Сейдозеро. Расположенное на Кольском полуострове, оно магнитом притягивает к себе туристов и любителей неизведанного. Что, в конечном результате, порождает еще большее количество домыслов и легенд.

Озеро – место с особым климатом

Сейдозеро – одна из составляющих Сейдъявврь (Сейдъявр), то есть государственного природного комплексного заказника регионального значения в Мурманской области, на Кольском полуострове. Само озеро небольшое, его длина около 8 км, ширина в разных местах достигает от 1,5 до 2,5 км. Высота над уровнем моря – 189 км.

Места относят к зоне тундры, но само озеро и близлежащие территории имеют особый микроклимат за счет прилегания гор. Благодаря этому здесь сохраняют свою популяцию редкие виды животных, и есть условия для выживания не характерных для полярных широт растений. Также Сейдозеро имеет очень высокий уровень зарыбления.

Красивый фотоколлаж об озере

Легенды окружающие озеро

Легенда о Куйве

Куйва – это мифологический великан из сказаний саамов, отображённый на наскальном барельефе, который напоминает человеческую фигуру в движении. Его высота около 75 м, поэтому очертания Куйвы хорошо видно издалека, особенно в зимнее время.


Легенду о Куйве пересказывают местные жители саамы. Она гласит о великане Куйве, который попытался убить предков саамов в долине Сейдозера. Куйва брал верх в борьбе и тогда саамы призвали своих богов защитить их. Боги разгневались на великана и превратили в изображение на скале.

Сегодня Куйву считают одним из главных сейдов в саамской культуре как место, где упокоился великан. Местные жители боятся Куйву и стараются без особой надобности не ходить вблизи, особенно женщинам, чтобы внутри ничто не закаменело.

Современные исследования показали, что Куйва может иметь природное происхождение, связанное с колонизацией характерных для тундры мхов и лишайников. Но полностью опровергнуть легендарное происхождение Куйвы наука не берется.

Легенды о сейдах

Название Сейдозера походит от саамского «сейд», что означает священный. Сейдами саамы называют камни, пни, озера и другие примечательные места, которые означают «недоступный загробный рай».

Самые распространенные сейды – это остроконечные пирамидки или скальные глыбы на «каменных ножках». На территории России их можно найти на Кольском полуострове или в Карелии. Доказано, что некоторые из них имеют современное происхождение и созданы местными жителями с целью привлечения туристов. Чего нельзя сказать о сейдах с тысячелетней историей близ Сейдозера.

Считается, что каждый из них имел свою легенду. В целом, сейды саамы делили на 2 вида: персональные и публичные. Первые пытались запрятать от постороннего глаза, другие ставили на возвышениях, чтобы видно было издалека.

Публичные сейды саамы посещали с определенной периодичностью и практически всегда приносили им жертву. О чем свидетельствуют останки черепов и рогов оленей.

Легенда о подземном городе

Существование подземного города на Сейдозере связывают с гиперборейской цивилизацией. Многие считают, что она никуда не пропала, а продолжает свое существование у берегов Сейдозера или на его дне. Согласно другой гипотезе, в древнем подземном городе обитают саамские шаманы.

В результате многих научных экспедиций удалось собрать некоторые факты, которые косвенно указывают на возможное существование подземных городов вблизи Сейдозера. Так, в 90-х годах прошлого столетия, ученые нашли наскальные письмена, руины сооружений из камней и прямоугольные плиты с ровными отверстиями.

Также вблизи озера исследователи обнаружили фрагменты стены, которая могла быть защитным сооружением и колодец с фундаментом. Все эти наземные находки вряд ли имеют природное происхождение.

Подземные города Гипербореи

Ученые не оставляли надежду найти доказательства существования города и на дне озера. В результате его обследования в начале 2000 годов, удалось обнаружить некие колодцы шириной 70 см, которые уходили под гору. Более глубокому исследованию помешало большое количество ила.

В результате обследования долины около озера приборы зафиксировали некую пустоту, которая начиналась после 9 м почвы. Нижний предел условной пещеры гидролокаторы и эхолоты так и не зафиксировали.

С научной точки зрения, в данной местности подобных объектов быть не может, но все же найденных доказательств мало для подтверждения гипотезы о существовании подземных городов.

Таинственная пещера Барченко

Александра Барченко считают великим исследователем Сейдозера. Именно он впервые организовал научную экспедицию в эту местность. В своих воспоминаниях он поделился тем, что местные жители отговаривали их отправляться по намеченному маршруту. Но Барченко был фанатичным исследователем, и продолжил свою работу над поиском следов Гипербореи.

В результате обследования были обнаружены: скала Куйвы, каменная вымощенная дорога, пирамиды из камней. Участники экспедиции со временем подружились с местными саамами и те привели их к самому загадочному месту. С виду оно напоминало колону в виде свечи, рядом лежал таинственный камень. Тут же был ход в пещеру, но проникнуть внутрь никто не осмелился. Всех членов экспедиции охватила паника, и они просто сфотографировались возле лаза.

Некоторые исследователи считают, что Барченко был близок к разгадке существования древней цивилизации, но советская власть приговорила его к казни и большая часть знаний была утрачена.

Легенда об острове Могильном и Богине вод

Остров Могильный – самый большой на территории Сейдозера. Это место для саамов считается запретным. На нем проводили обряды шаманы, поэтому на острове полно следов жертвоприношения.

Легенда гласит, что временами остров начинает двигаться и управляет им прекрасная Богиня вод. Она соблазняет мужчин и топит в воде Сейдозера.

Легенда о местном снежном человеке

Саамы считают, что в местностях около Сейдозера живет некий лесной дух Мёць-вуйнас. Он не причиняет зла тем, кто не шумит и не тревожит священные места. Но нарушителям покоя может помешать выбраться из территории.

Один из сотрудников оленеводческого совхоза «Тундра» Василий Галкин вспоминал, как местные жители запрещали детям шуметь вечером, чтобы не потревожить лесного духа.

Другие туристы вспоминают, как внезапно теряли дорогу и часами ходили на том же самом месте. Все эти явления связывают именно с гневом снежного человека.

Есть предположения, что Кольский полуостров в свое время населяли гипербореи. Именно с деятельностью этого мифического народа и связаны одни из главных легенд о Сейдозере.

Гиперборея – северная страна с древнегреческой мифологии

Гиперборею в произведениях античности упоминают как окраинную страну около полярного круга. Одни авторы считали, что она расположена в Гренландии, другие – на территории современной Карелии, но большинство локализовали ее именно на Кольском полуострове вблизи Сейдозера.

Видео-рассказ о таинственной Гиперборее от этнолога и кандидата исторических наук Светланы Жарниковой

Гиперборею воспевали как богатую и любимую богами, а жителей считали приближенными к самому Аполлону. Он же, по преданию мифов, часто навещал страну. Гипербореи, как и их покровитель, обладали высокими талантами к искусству, хорошо пели, танцевали и вели беззаботную, богатую жизнь. Смерть для гипербореев была облегчением от пресыщения удовольствиями.

Греки считали, что лучшие помощники и покровители Аполлона – Абарис и Аристей – были выходцами с Гипербореи. Они же учили древних греков культурным ценностям своего народа и обладали сверх силой.

То, что Гиперборея, а точнее некоторые ее описания – творческий вымысел, можно выяснить из некоторых упоминаний мудрецов. Так, в «Естественной истории» древнеримский ученый Плиний Старший упоминает страну как место с солнечной и приветливой погодой, богатой растительностью и благодатной почвой.

Мыслитель Тимаген в своих произведениях упоминал Гиперборею как страну, где дождь идет в форме медных капель. Местные жители собирали их и использовали как монеты.

Лукиан из Самосаты, который прославился как сатирик и общественный деятель, в сочинениях делал сравнение уклада Гипербореи и Древней Греции. При этом он наделял гиперборейцев сверх способностями, например, умением летать или вызывать духов покойников.

Все вышеперечисленные упоминания о Гиперборее современные историки рассматривают, как попытку древних народов описать что-то невиданное, чем в данном случае являются окраины материков.

Сейдозеро – место, где легенды и научные факты стоят ровно на чаше весов. Место, куда туристы едут не просто за новыми впечатлениями, а за поиском жизненной философии, которая храниться в водах озера и его окрестностях. Глубины Сейдозера сразу не понять, но полюбить за таинственность и богатый мир то ли мифических гиперборейцев, то ли самобытных саамов, можно с первого взгляда!

Где находится и как добраться из Москвы или Санкт-Петербурга

Озеро расположено в Мурманской области, на Кольском полуострове.

  • Самолёт или поезд. На самолёте можно добраться до Мурманска или на поезде до Оленегорска. Далее на автобусе или попутке.
  • Автобус. Из Мурманска и Оленегорска до посёлков Ревда и Ловозеро ходят рейсовые автобусы по 2 раза в день. Также, есть регулярное автобусное сообщение между этими двумя посёлками по 3 раза в день в обоих направлениях. Далее только пешком или на лодке.
  • Пешком или на лодке. От посёлка Ловозеро на лодке по одноимённому озеру, далее 1 км пешком по тундре. Можно пешком от посёлка Ловозеро напрямую по тундре — около 25 км. Кто-то предпочитает идти от Ревды — пешком, путь немного короче, чем от посёлка Ловозеро. От Ревды до озера раньше пролегала железная дорога, сейчас она разрушена.
  • Местный трансфер. Если вы останавливаетесь на турбазе «Юлинская Салма» (расположенной в центральной части Ловозера, на восточном берегу), то они организуют трансфер из посёлка Ловозеро, зимой и летом.

Как выглядит посёлок Ревда (в первой части видео)

Видео о том, как живут местные жители — саамы

К настоящему времени, по его мнению, размеры основания Луяврурта остались прежними, но высота уменьшилась до 1000 м, образовав в центре массива котловину площадью 40 км 2 и глубиной 800 м. Вот дно этой котловины и за­полнилось водами озера Сейтяввьр, или Сейдозера, куда с гор впадают многочисленные речушки, бегущие из глубо­ких ущелий. «Снаружи со всех сторон света массив букваль­но изъеден горными цирками, размерами от одного до двух с половиной километров. В центральной котловине цирки отсутствуют». О них речь пойдет дальше отдельно.

Лежит Сейдозеро в глубокой горной котловине, где сложился совершенно уникальный микроклимат. И если говорить о фауне и флоре этого удивительного озера, то надо начать с того, что окаймляют его вечнозеленые ельники-зеленомошники 200-300-летнего возраста, реже в этих мес­тах встречается сосна.

Произрастают здесь виды деревьев, которые довольно редко встреча­ются на территории Ловозерского района, такие, как осина и ольха.

Растения, растущие на склонах и вершинах гор, вынуждены приспосаб­ливаться к этим суровым условиям. Постоянное воздействие ветра и снега не дает им вырастать высокими, поэтому ельники лишайниковые очень низкорослые, стелющиеся по земле.

Выше ельника по склонам - березовое криволесье, еще выше - горная тундра и, наконец, - каменная пустыня.

Множество ручейков, берущих начало в горах, собираются в неболь­шие речки и впадают в озеро.

Сейдозеру нет равных водоемов на громадных просторах Крайнего Се­вера России в 11 миллионах квадратных километров. Государственный инспектор Мурманского областного комитета экологии И. Кондратович в статье «Спасем ли заполярную жемчужину?» в газете «Мурманский вест­ник» писал, что интенсивно облавливаемые водоемы области составляют 2-3 килограмма средней рыбопродукции на гектар акватории. Сейдозеро же по данным хоть и двадцатилетней давности в среднем за 15 лет давало 17 килограммов сигов с гектара, а наибольший вылов достигал 35 кило­граммов с гектара в год! Воды озера низкоминерализованы. Одна из осо­бенностей озера - его высокая рыбопродуктивность. Здесь обитает три вида сигов, которые различаются по срокам и местам нереста, строению жаберного аппарата. И ни с каким другим сигом не спутаешь сейдозерский сиг. Его продолжительность жизни может достигать 15 лет, вес - двух- трех килограммов.

Богата флора этого района. Только редких и исчезающих видов расте­ний, занесенных в Красную книгу, более 50-ти.

В котловине озера обитает много видов животных: медведь, лось, олень, лисица, куница, норка, другие. Разнообразен и мир пернатых. Встречаются крохоли, гагары, гуси, кулики, оляпки, лебеди; из куриных - глухарь, те­терев, куропатки.

Ущелье ручья Эльморайок

Загадки озера Духов

Богата древняя земля саамов на места дикие, сказочные, овеянные раз­личными легендами. Имеет она и свою жемчужину - уникальное, непов­торимое в своей красоте, спрятанное в горах озеро Сейдозеро. Если день солнечный, то серебряная гладь озера, укрытая отвесными скалами, спо­койна, приветлива; если через ущелье ворвется ветер - ревет, пенится, гу­дит. И не дай бог оказаться в такое время на озере, лодку в щепки разобьет. И ни про одно из озер не слышала я столько былей-небылей, сколько про Сейдозеро.

Возникает вопрос, почему саамы столько озер называли одним и тем же именем - Сейтяввьр, или Сейдозеро? Многие скажут: так ведь они покло­нялись камням - сейдам. Но старики говорили, что нуэйты, колдуны лап­ландские, запутывали тем самым любопытных, уводя от священных мест. А уж Свято-озеро охранялось особенно. Все знали: есть у саамов чудо-озе­ро - рыбы полное, а как проехать, дойти до него - не ведали.

В конце 20-х годов, как описывает эти события известный этнограф В. В. Чарнолуский, из бедняков саамов была организована промысловая артель.

Варвару Койбину назначили бригадиром рыболовов. Эта саамская жен­щина очень хорошо знала озерное рыболовство, строго соблюдала обычаи дедов и на чужие тони, закрепленные за той или другой семьей, не посяга­ла. Но пришедшие на земли саамов коми-ижемцы узнали, где находятся рыбные тони. Подослали в бригаду Варвары Ваньку Кокулева, а он и выве­дал, где рыбу ловить, открыл и тайный подход к Сейдозеру, а затем из бри­гады ушел. Осенью 1929 года на все саамские озера пришли ижемцы. Упус­тили свое озеро саамы.

В годы войны, когда все мужчины ушли на фронт, остались на Сейдозере два старика и женщины. Руководила ими Агафья Ефимовна Галкина. Вспоминала она, что в военные годы давало озеро столько рыбы, сколько за всю свою долгую жизнь уж больше она не видела. Как будто Сейдушка делился с людьми своим добром.

Долгие годы на Сейдозере жила бригада рыбаков. И были в той брига­де и саамы, и коми, и русские. С 50-х годов бригадирствовал на Свято-озере Иван Григорьевич Терентьев - ветеран совхоза «Тундра», участник Великой Отечественной войны, старейший рыбак не только хозяйства, но, пожалуй, и Ловозера. В его бригаде рыбачил и Иван Иванович Юрьев, ко­торый хорошо знал повадки рыбы, места скопления сига. Мудрый рыбак частенько советами помогал бригадиру. Как когда-то предки саамов лови­ли рыбаки неводами серебристого сига, с синим отливом хариуса, золотис­то-пятнистую кумжу.

Говорят, зимой в нем среди льда кипят ключи косматые, и птицы, что зимуют на озере, прилетают сюда воды испить, звери разные к тем местам тропы прокладывают. Говорят, озеро двойное дно имеет или бездонную дыру, которую старинная молва измерять не велит.

Бригадир Иван Григорьевич Терентьев сетовал: загадки Сейдозера не раз перечеркивали все замыслы рыбаков, построенные на многочисленном опыте: то выдаст рыбу там, где ее до этого никогда не было, то вдруг вооб­ще закрывает все свои кладовые. Тогда даже традиционно рыбные места возвращают рыбакам пустой невод. «По-моему правильно старики гова­ривали, будто под Сейдозером есть другое озеро, сообщающееся с верх­ним. Я сам стоял около той дыры на дне, но так и не решился измерить ее глубину», - делился своими мыслями И. Г. Терентьев.

Существует легенда, что есть место, где Сейдозеро можно вброд перей­ти. Но не нашлось еще смельчака, кто бы проверил это.

А еще есть предание, что у Сейдушки, хозяина озера, есть три дочери, и одаривает хозяин тех рыбаков богатым уловом, которые его дочерям сде­лают равноценные подарки (ими служили нити бисера, монеты). Бесшумно лодки двигались, сети не забрасывались - медленно в воду спускались, и при этом не произносилось ни единого слова. И тогда обещал улов быть сказочно богатым.

Ученый В. Ю. Визе, побывавший в 1910 году в этих местах, написал: «Живут тут только в летнее время так называемые сейдозерские лопари: Кузьма Данилов, Гаврило Захаров, Максим и Федот Галкины с их женка­ми». Максим и Федот - моей родной бабушке Наташе дед и отец будут. Агафье Ефимовне, что в войну на Сейдозере рыбачила, Федот - дядька родной. Из этого воспоминания Визе мы видим, что все лето на Сейдозере жили и рыбачили саамы.

Был там даже своеобразный центр: в праздники съезжались соседи.

Зимой спит Сейдозеро. В древние времена саамы не смели ледяное тело озер протыкать, боясь накликать на себя беду. Об этом говорится в легенде о старом Няле и его сыновьях: «Вынул Нял свой боевой нож и, недолго думая, начал пробивать лед. Ударил ножом в замерзшее тело реки. Нема­лую сделал нарубку, когда подумал: "Смерть мне придет за это: мать-воду поколол ножом"».

Какой интерес все же вызывает у людей наше Сейдозеро! Для саамов - это религиозно-культовое место. Геологов оно привлекает уникальными минералами. Это прекрасное место для туристических походов, рыбалки. Многих манит необыкновенное явление - «меряченье». Питерец Михаил Жавнерко наблюдал его в 1999 году. Находясь на Сейдозере, он будто бы встретил двойников из жизни. В домик рыбаков, где находился Михаил, приходили люди - точная копия его родственников. Энтузиасты уфологи считают район Сейдозера уникальной биогенной зоной и ищут в его окре­стностях снежного человека...

Загадок у озера Сейдозера и окружающих его Ловозерских гор предос­таточно.

Многие тайны происхождения этих магических мест отражены в саам­ских легендах. Одна из них, почти забытая, об олене Мяннташше, за кото­рым гонится Бог Грома - Аййкь. Далее в легенде говорится, что если пер­вая стрела, попадет в оленя, то это вызовет землетрясение и распадутся мас­сивы горы Саамиедны, а из жерл древнейших подземных вулканов Сейдозера в Ловозерах и долины рек Можжевельниковой и Тульока в Хи­бинах вырвется огонь, высохнут озера и реки. Если вторая стрела попадет в лоб оленя, разольется огонь по всей земле. А когда же собаки охотника Грома - Аййкь набросятся на оленя, и он вонзит ему нож в самое сердце, тогда упадут с неба звезды, погибнет Солнце и наступит конец мира.

А может не все в этих легендах вымысел? Может, первая стрела Аййке уже достигла золоторогова оленя Мяннташша? И всего лишь на время зас­нул древний вулкан?

Говаривали саамские рыбаки, что вьют на Сейдозере гнезда белые ле­беди, и словно не лебеди они вовсе, а души лопских предков, с ранней вес­ны до поздней осени охраняющие озеро от недобрых глаз. Вода в озере такая, какой, пожалуй, не сыскать нигде. Особенная, уникальная, с низким содержанием солей. Экологи, взяв пробы из Сейдозера и сделав анализ воды, выяснили: здесь она не условно, а безусловно, чистая. Пей - не напьешься!

Тесно соседствуя с поморами, саамы переняли от них и русские языче­ские праздники. Например, день Ивана Купалы. И саамская молодежь, как бывало на Руси, на Свято-озере цветущий папоротник искала. И горели в эту ночь костры купальские, очищая от болезней прыгающих через них са­амов. Зачатый на озере Духов в Иванову ночь ребенок считался священ­ным дитем. И с трепетом люди обливались водой священного озера. А са­амская молодежь в старину искала травы особые, заговорные, которые по зиме заваривала и втайне от взрослых пила.

Поразительна осень сейдозерская. Такое разнообразие красок, что воз­никает состояние опьяняющей радости от сочетания звенящей яркости ли­ствы и голубизны озера. Вода Свято-озера силой наполняет.

В первом своем интервью о Сейдозере с Александром Борисовичем Гурвицем, который с 60-х годов совершает постоянные путешествия в Ловозерские Тундры, а именно в район Сейдозера, спросила:

Как вы считаете, это место - чаша вулкана?

Разумеется. Об этом говорится и в Атласе Мурманской области...Гурвиц, приходя на Сейдозеро каждый год, изучает биоэнергетику этих мест. По его словам, вся земля схематично поделена на белые и черные поля. Черные представляют собой геопатогенные зоны, то есть зоны, где человек испытывает постоянные стрессы, часто и серьезно болеет и, наоборот, бе­лые - являющиеся биогенными стимуляторами.

Геопатогенные зоны всегда назывались гиблыми местами или местами, проклятыми Богом, которые люди обходили стороной. А Сейдозеро, по его мнению, является уникальным для пополнения жизненной энергии человека.

Побывав на Свято-озере, вновь ощущаешь: живое оно! И вода, и горы, и растительность. Все как будто смотрит настороженно: не причинишь ли вреда? И наступая на березки карликовые, что под ногами к земле пригиба­ются, просишь прощения, потому как опираешься на них всей своей тяжес­тью. По склону на гору карабкаешься, просишь ветви деревьев держать крепко-накрепко, не дать сорваться вниз. Ступаешь на камни влажные да мшистые - просишь их прочно лежать, не дать поскользнуться. В моей же памяти Свято-озеро сохранилось крошечным - разместить на ладони мож­но. Было оно для меня словно родовая вотчина, моя собственность. С та­ким сознанием все годы и жила. Вот ведь странно: в детстве все кажется большим и значимым.

И небывалое удивление пришлось испытать, когда увидела с вершины горы все величие сейдозерское. И уж не ты большая, а озеро! Это оно на­полняет тебя своей непостижимостью. И нет страха перед этим величием, только огромное чувство благодарности Господу, создавшему такую кра­соту, перед которой дух захватывает!

Прекрасно, когда человек во что-то верит. В моем ощущении Сейдозе­ро, как пространство любви, созданное в детстве для меня бабушкой. Там всегда чувствую себя совершенно счастливым человеком. И даже, если не бываю на Сейдозере, оно живет в моем сердце, в моей душе. Иду туда на его зов. Знаю, все дороги, все пути откроет Сейд, если захочет увидеть меня. Без этого зова на Свято-озеро не хожу.

Куйва

Каких только легенд не связано с Сейдозером, но самая известная о Куйве! И по всей вероятности ей не менее тысячи лет. Куйва - это на­скальное изображение распятого саамского бога - гигантский «петрог­лиф» высотой в 72 метра. Много легенд о нем сложено народом. Например:

Куйва - это вполне реальный образ, который живет в параллель­ном астральном мире. У Куйвы, как у человека, настроение меняется в за­висимости от обстоятельств. Сегодня он рад поведению своих дочерей, зав­тра недоволен проказами какой-то из них и может сорвать свой гнев на любом, как принято у нас говорить, попавшем под горячую руку.

С Куйвой мы разобрались. А что же такое Сейд?

Сеййт или Сейды - это духи, представленные астральным миром, и их на Сейдозере множество. Духи озера, гор. Каждый участок горы, каж­дый каньон, ущелье имеют своего хозяина. В определенное время они даже собираются вместе на свои совещания.

А может ли Куйва, по вашему мнению, наказывать туристов и путе­шественников за что-то?

Вполне возможно. Отношение хозяина места к путешественникам и туристам здесь самое различное. Все зависит оттого, как они себя ведут. Если не ругаются, хорошо и внимательно относятся друг к другу в группе, честны и искренни, значит, могут ничего не бояться - все будет хорошо .

Когда Александр Борисович делал снимки Куйвы, его напарник альпи­нист Михаил Хоминок подошел к Куйве и прикоснулся ладонью к старой породе, которая выступала из стены почти на полтора метра. Он так и не понял, что это, то ли лишайник, то ли нагар. И тут странное тревожное чувство охватило альпиниста. Михаил, сняв с пальца перстень, положил его к подножию Куйвы и поскорей отошел от него прочь .

Исследователи Сейдозера дают различные объяснения черному барель­ефу, образовавшемуся на скале: гигантский петроглиф; старая порода, опа­ленная солнцем; тень человека на стене, оставшаяся после ядерного взры­ва; мифический титан, испепеленный молниями; и что уж совершенно неве­роятно - это отпечаток сбитого гиперборейского самолета, врезавшегося в скалу.

Непростое это место, одним словом, - Сейтушкино селение, как сказы­вала моя бабушка. Говорила она мне:

Примет Сейт - всю жизнь будешь под его защитою, не примет... Луч­ше бы принял.

В детстве утром, бывало, выйду из чума и слышу бабушкины наставления:

Умываться к озеру пойдешь - в воду не лезь. Тихонько с Сейтушкой поздоровайся.

И так вот стою я на камушке, а сердечко... Нет, не наклоняюсь, - на колени встаю. Господи! Господи! Кто ты есть, Господи? Может ты и есть Сейтушко? Хорошо-то как! Лучи солнечные из-за горы по воде поползли. Да тут не только говорить, тут дышать грех!

Свершилось! То ли мечта стала явью, то ли чудо какое, только вновь я к озеру подхожу, с Сейтушкой здороваюсь, одариваю его монеткой «сереб­ряной», ниткой бисера и сердцем слушаю - примет меня озеро или нет. Однако приняло! Ждал меня Сейтушко, рад был! Потому как, подойдя к озеру, зримо увидела: поднялся, встал передо мной Сейт прозрачно-молоч­ной тенью и поприветствовал свою уже взрослую дочь.

Помни, внученька, земля - мать родна. Землю пожалеешь, станешь мудрей. Воду чти, без воды человек, что пень сухой. Воду испьешь - моло­дость вернешь. Вода рыбку дает, рыбку съешь - умной станешь!

Ущелье ручья Чивруай

Снежный человек

Живет в саамских мифах лесной дух - Мёць-вуйнас (у Н. Н. Харузина - Мёц - хозяин). Темное существо, мохнатое. Людям зла не делает, если те не досаждают ему. Если же они в лесу песни поют, кричат, шум поднима­ют, то Мёць-вуйнас может рассердиться и дорогу назад не найдешь. Пото­му-то и говорят старики: лес любит тишину и спокойствие.

Про то, что на Сейдозере люди начинают плутать, рассказывал не один человек. Вот, например, история Мингалева Евгения Михайловича, рабо­тавшего долгое время начальником Ловозерского РОВД. Россказням про Сейта он не верил. А однажды с приятелем Александром Ливруком решил сходить через перевал на Сейдозеро (оба увлекались минералогией). Наки­дали в рюкзак камней и подумали: а почему бы им к Куйве не подойти, коль время есть?

Стоял легкий туман, но это их не испугало. Бодрые и веселые они на­правились к месту саамского божества. Напрямик километра два, не более. Идут минут двадцать, Куйвы нет, час - нет. Через два часа вновь на то же самое место пришли. Мингалев говорит: «Слушай, Саня, я не пойму, что такое?» «Понятия не имею», - отвечает ему товарищ. А Куйва опять на них через березки смотрит, как ни в чем не бывало. Мингалев предлагает товарищу: «Давай, Саня, еще раз попробуем к нему подойти, ведь рядом же». И вновь та же самая картина. Два часа проходили и каждый раз ока­зывались у знакомой березки. Уже и смеркаться стало. Не на шутку мужчи­ны перепугались. Уходили на один день, палатки нет, а им еще перевал про­ходить... Решили больше судьбы не испытывать. И пока не вышли на тро­пинку, страх их не покидал.

В 1997 году корреспондент журнала «Наука и религия» Евгений Лаза­рев пришел на гору Сэлсурт в районе Сейдозера. Картина представилась величественной, торжественной. С Сэлсурта Евгений пошел на гору Кемесь-паххчорр. Дошел туда за два часа, осмотрел ее и пошел назад, но тут нале­тел ветер, все заволокло туманом, а вскоре опустилась на горы и темнота. Евгений укрылся за каменной глыбой и лег в спальник. Когда стало светать, в 5 утра, начал спускаться с горы. Шел быстро, потому как за ночь сильно промок. И так шел до 12 дня. Он точно знал, что должен быть склон, но его не было, одно плоское место. Дул ветер со снежной крупой, и тот отрезок, который он проходил за час, теперь преодолевал за семь часов. Водил туман. Не зря же Сэлсурт переводится с саамского, как туманная гора.

Василий Алексеевич Галкин, многие годы проработавший бригадиром оленеводов совхоза «Тундра», вспоминал, что когда он там жил, то вече­ром «никому из детей не позволяли шуметь. Для нас это было страхом... После десяти все игры прекращались. Здесь и озеро и горы особые... В общем, боялись. Потом во сне приснится! Ночью озеро отдыхает, и все отдыхать должны. Какая-то вера такая была...». Далее о том же говорила Мария Гавриловна Медведева: «Женщинам строго-настрого запрещали к Куйве ходить, говорили, что внутри у них все окаменеет». Мария Иванов­на Захарова вспоминала, что в Сейдозере саамы даже посуду не мыли, только в ручьях. А воду для еды из озера брали не ведрами, а черпали ковшиками и не против, а по течению. Вода в Сейдозере не стоячая, из него вытекает бурная река Сейдяврьегк.

В. Н. Демин в журнале «Наука и религия» описал случай, произошедший с участниками экспедиции на острове Могильном, самом большом острове Сейдозера. Не успели они выгрузиться на запретный остров Могильный (где и по сей день встречаются следы жертвоприношений в виде оленьих черепов и рогов), положили на видном месте аппарат "Киев", а через минуту он ис­чез, точно испарился. Про остров Могильный у саамов есть легенда о том, что якобы он плавающий, и когда плывет вдоль берегов Сейдозера, на его остром мысу появляется прекрасная Богиня вод, облаченная в лучи света. Она высматривает мужчин, соблазняет их, а затем безжалостно топит в озере.

Автор статьи «Аномальная зона - рядом» Наталья Анисимова пишет о рассказе Олега Кадола, побывавшего с группой исследователей в 1999 году на Сейдозере. Тот рассказывал ей, что когда они разбили палаточный городок у самых «ног» божества, у них сразу все пошло наперекосяк. Все перессорились и, промаявшись с неделю, перенесли свои палатки подаль­ше от Куйвы.

Исследуя наскальное изображение Куйвы, молодые ученые обнаружи­ли, что изображение это вполне естественного происхождения. «Трещины, проточенные водой в податливой сланцевой поверхности скалы. Русла тре­щин покрыты черными окаменевшими остатками мхов и лишайников, ко­торые и образуют природный рисунок. Одно только непонятно, почему он сохраняется так долго, ведь на сланце постоянно образуются все новые и новые борозды, их сетка очень недолговечна. А Куйва не стареет».

И, наверное, оттого, что в последние годы все чаще стали нарушать покой тундры выстрелы, вой мотоциклов, крики подвыпивших рыбаков-любителей, стало людям казаться, будто бродит в районе Сейдозера снеж­ный человек, прозванный саамскими ребятишками Афоней.

После того, как мы в 1996 году отсняли Сейду, так в народе называют Сейдозеро, и к Мотке пришли, спросил нас Филиппов Максим, который все это время, ожидая, рыбачил на Ловозере:

Не потревожил ли ваш покой Афоня - снежный человек? Он тут вто­рого дня рыбаков ревдинских от берега прогнал. То свистел, то камнями в их избушку кидался, те еле свету дождались, съехали. Они, говорят, и тень его видели.

Честно говоря, мы были удивлены. Все четыре дня нашего пребывания на озере - ни пес Топик не залаял, ни страх нас не посетил.

Александр Даниленок, скептически относящийся к мистике, дал свое, не терпящее возражений, заключение:

Медведя увидели спьяну, а крику подняли...

Местные рыбаки и охотники говорят, что и четверо ревдинских ребят в начале 90-х годов погибли не просто так. Убил их якобы снежный человек, или хозяин леса! В те дни, как сообщают они, рыбаки в очередной раз виде­ли его следы, а накануне он выгнал из леса другую группу парней - види­мо, зашли не туда, вторглись в запретные места. Одну из версий, по какой причине произошло нападение «хозяина» на четверку ребят, мне подсказал охотник из Ревды, - пишет Вадим Чернобров. По его словам, накануне у знакомого в медвежий капкан попал кто-то посильнее медведя, сломал его и выбрался на свободу. Тут и попались ему ребята. Вероятно, совсем не случайно - один из парней был сыном охотника... Не могу сказать, что в этих рассказах правда, а что вымысел, но одно точно - на лицах всех четы­рех ребят в момент гибели застыли гримасы ужаса. Об этом мне говорил и Александр Даниленок, который со спасательной экспедицией мальчишек и нашел.

В 2000 году в экспедиции В. Н. Демина участники ее - Андрей Ширен-ков и Роман Сарапин - на горе Куйвчорр попали в туман и проплутали всю ночь в поисках безопасного спуска. Когда спустились к непроходимо­му болоту, отделявшему их от Сейдозера, вдруг увидели в сотни метрах от себя мужчину с длинной седой бородой и женщину с ребенком. Особенно им запомнилась женщина: кожа белая, волосы белые, одежда белая... Без слов эта троица пошла по самому труднопроходимому месту, свернула в сторону от мужчин и медленно удалилась.

О белой женщине мне довелось уже слышать и от Анны Ефимовны Навохатько, моей двоюродной бабушки, исполнительницы саамских песен, прекрасно знавшей жизнь своего народа, его обычаи и легенды, которая называла эту женщину хозяйкой гор. Кстати, показывалась белая женщи­на и одному из участников экспедиции Барченко, о чем писал в своем днев­нике Александр Кондиайн.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Большакова Н. П. Северная Шамбала // Мурманский вестник. - 1997. - 28 августа.
  2. Верховиков А. Странности озера Сейд // Горняк. - 1993. - 28 сентября.
  3. Гурвиц А. Б. Загадка озера Духов // Природа и человек. - № 11-12. - 1998.
  4. Кожевников А. Солнце ездит на оленях. - М. - 1972.

Короткая обувь из койб с загнутыми вверх узкими носками, по-саамски - коаммэ

Данные об источнике отсутствуют

Места Силы

Люди, увлекающиеся различными эзотерическими знаниями и науками, хорошо понимают суть термина – Место Силы. Эти Места имеют много названий – святые места, аномальные зоны и т. д. . Суть одна – в этих местах происходят процессы физика которых человечеству не известна, но зато хорошо известно воздействие, которое эти места оказывают.

В таких местах люди чувствуют себя и ощущают окружающий мир по другому, не так как обычно. Эти места оказывают сильное воздействие на психику человека, обычно это позитивное воздействие. Человек, попавший в такие места, чувствует подъем сил, у него хорошее настроение. У верующих говорят – Благодать божья нисходит. Кто то считает что в этих местах истончается ткань мирозданья и многое становится возможным.

Таких мест большое количество и известны они испокон веков. Этим местам поклонялись, на них стояли древние языческие капища, и сегодня часто стоят храмы и святыни. Многие из этих мест широко известны, например Аркаим, некоторые Места Силы Алтая известны во всем мире.

Другие известны менее, такие как озеро Светояр с ушедшим в другое измерение Китеж-Градом или Плещеево озеро с его Синь-Камнем.

Третьи, по каким либо причинам, малоизвестны и о них обычно известно только людям, специально занимающимся этим вопросом и местным жителям.

К одному из таких малоизвестных и труднодоступных мест я, с группой своих товарищей, предпринял экспедицию летом 2012 года.

Сейдозеро - Место Силы

Русский Север, Гиперборея, Белое Море с его лабиринтами и мощным Местом Силы - Соловецкими островами – это все очень известные, часто обсуждаемые темы. Кольский полуостров нельзя назвать забытым, но в обсуждении мест силы он всплывает гораздо реже. Например Канозеро, с островами покрытыми петроглифами мало известно, так же как и гора Кучинтундра с комплексом каменных сейдов.

Одно из самых интересных Мест Силы Кольского полуострова находится в центре горного массива Ловозерские Тундры. Это Сейдозеро. Оно со всех сторон окружено горами и только в восточной оконечности имеет исток в озеро Ловозеро.

Сейдозеро имеет богатую фольклорную и мифологическую историю. Это Святое озеро – место силы саамов, народа издревле проживающие в этих местах. Они почитали это озеро и поклонялись ему. С этим озером связано достаточно древних легенд и поверий. В современном мире рассказывают о загадочных подземных шахтах, открытых экспедицией ОГПУ и о многочисленных таинственных трагических случаях с группами туристов.

Попасть к этому озеру можно либо пешком, самый короткий путь через горный перевал Эльморайок, либо на вертолете. Тропа через перевал может оказаться опасной в плохую погоду или для неподготовленного человека. Говорят о нескольких смертельных случаях и рассказывают страшные истории о заблудившихся в тумане и так не сумевших преодолеть этот, в общем то достаточно несложный, перевал.

Я много слышал о Сейдозере и давно хотел побывать там., но, много раз путешествовав по Кольскому полуострову, только в этом году я смог спланировать нашу экспедицию таким образом, что бы добраться до этого таинственного озера.

Наша команда долго добиралась до перевала на машине. Погода была плохая, периодически проезжали через полосы сильного проливного дождя. Было влажно. И я, с волнением, думал о скользких камнях перевала. Но, как только мы подошли к началу тропы, погода резко изменилась, небо поголубело, выглянуло солнце. Настроение сразу поднялось и мы двинулись через перевал. Тропа была отмечена большим количеством сейдов – пирамидок, сложенных из камней. По всей Ловозерской тундре их очень много. Все они как правило сложены недавно - туристы отмечают ими горные тропы.

Когда мы поднялись на вершину перевала Эльморайок перед нами открылся спуск в долину. Красота невероятная. Тропа спускалась в поросшую лесом долину, по которой бежала к Сейдозеру горная речушка. Начался тяжелый спуск и только к вечеру мы вышли на берег Сейдозера и разбили лагерь недалеко от каменистого пляжа. Со скалы, нависающей над нашим лагерем, благожелательно взирало на нас местное божество – Куйва.
В этом лагере мы провели следующий день.

Отдыхали, наслаждались природой. Почувствовал ли кто-нибудь из нас что то необыкновенное? Можно сказать что это место обладает огромной положительной энергетикой. Не смотря на тяжелый переход все восстановились необычно быстро, а невероятная красота места дарила душе покой и уют. Можно было часами сидеть на берегу озера и впитывать в себя красоту и энергию этого края. Прямо по лагерю скакали полуручные белки, искали чем поживиться. А мы, рассевшись вокруг костерка, пили крепкий сладкий чай.

С нами не произошло ничего необычайного, мы не видели духов или НЛО, во сне у нас не было видений, но все мы чувствовали себя так, как будто побывали в отпуске, веселыми, довольными и хорошо отдохнувшими. Голова была легкая и мысли радостные.

Переночевав еще одну ночь, на следующий день мы отправились в обратный путь, унося с собой частицу радости, счастья и покоя что подарило нам Сейдозеро. Нас ждал долгий путь, через Кольский полуостров, на юг, к Кузоменьским пескам и соленым волнам Белого моря.

Вот об этом марш-броске я мечтал давно. Сейдозеро находится в самой серёдке горного комплекса Ловозёрские Тундры. На Кольском полуострове больших горных образований два - Хибины и Ловозёры, собственно. Ловозёры менее "раскрученные" и менее "затоптанные" туристами, хотя бы в силу того, что добраться и разместиться там не очень просто. В Хибинах есть города Апатиты и Кировск, а в Ловозёрах посёлки Ловозеро и Ревда и более ничего.
По карте можно составить себе представление:

Справа и слева Ловозёры "омываются" Ловозером и Умбозером. До Сейдозера можно добраться только двумя способами - пешком или на лодке через Ловозеро. Ну или малой авиацией:))

Самый распространённый и понятный маршрут к Сейду - от посёлка Ревда. Вернее, от рудника Карнасурта, который стоит на самом краешке горного комплекса и грызёт чудо-минерал Лопарит . На проходной рудника туристы записываются в журнале и свободно проходят через территорию. Запись в журнале нужна для того, чтобы в случае чего, спасателям знать кого и где искать.

На территории рудника пыльно и пахнет этим самым Лопаритом (который, кстати, радиоактивен). Но, по счастью, предприятие не очень большое и его проходишь насквозь за десять минут. За ним начинается территория природного заказника "Ловозёрские Тундры" и двенадцатикилометровая тропа на перевал Эльморайок. Именно через него дорога к Сейду. Вернее, дорога - это сильно сказано. Да, там есть неплохо битая туристическая тропа, которая, однако не облегчает ходьбу, а лишь показывает направление. Тропа эта то и дело теряется, ответвляется на тупички, на спуски к речкам и ручьям, так что без опыта можно и поплутать немножко. Надо сказать, что по пути к Сейду мы с дорогим товарищем tarakanov по собственно тропе шли лишь около 50% времени. В остальном мы ломились по своему маршруту и оттого шли довольно долго, около пяти с половиной часов. Поначалу тропа - именно тропа.

Через некоторое время, по мере приближения к перевалу, она превращается в курумник - нагромождение огромных камней, по которым нужно с великой осторожностью скакать, стараясь держать направление. Курумник перемежается небольшими полянками, заросшими черникой, брусникой и вороникой на мягкой подстилке из ягеля.

На тропе то и дело встречаются сейды - небольшие (а иногда и большие) пирамидки из камней. Они имеют двойное назначение - отмечать дорогу и радовать глаз (или что там у них) горных духов. Маленькие сейды это "реплики" больших мегалитических сейдов, которые созданы непонятно кем и как. Тут версий множество - от естественного выветривания, до шаманских проделок или даже деяний гиперборейской цивилизации. Впрочем, и правда непонятно как можно без тяжёлой строительной техники водрузить друг на друга каменюки весом не по одному десятку тонн...

(фото из http://asaphus.livejournal.com/55359.html)

Я тоже построил маленький сейдик, попросив хозяев местности быть к нам поснисходительней.
Подъём на перевал со стороны рудника вовсе нетрудный. На него взлетаешь быстро и легко. То ли дело - обратная дорога... но об этом позже. С перевала открываются вот такие виды:

Это вид вперёд по маршруту. Виднеется само Сейдозеро. Если взглянуть вправо, увидим ущелье по которому протекает речка Чинглусуай:

Наблюдательный Андрей заприметил на скале лицо горного тролля. Его портрет в верхнем правом углу снимка.

Ловозёрские Тундры горы невысокие. Перевал, который мы преодолели, находился на высоте около 600 м. над уровнем моря. Само Сейдозеро - около 300 м. над уровнем моря. С перевала - путь вниз. Здесь, в ущелье начинается очевидное изменение природы. Если у рудника и на перевале - настоящая тундра, то здесь, вокруг речки, чьё русло завалено огромными камнями, толпы кривеньких берёзок. Этакий прозрачный берёзовый лес сплошь состоящий из северных скрюченных деревьев. Ещё километра через три этот лес начал превращаться в "нормальный" - с высокими хвойными и лиственными.

Сама тропа ооочень каменистая. Она узкая - двоим не разойтись, петлявая, и на каждом метре с десяток булыжников и торчащих корней. Основная трудность в ходьбе по такой тропе состоит в том, что ты не можешь идти расслабленно, легко. Ты всё время вынужден высоко поднимать ноги, рассчитывать куда ступить, балансировать на кромках камней...

Усталые, мы дошли до Сейда, в той его части, где в него впадает речка Чинглусуай, и поставили лагерь. Стоит сказать, что мы расположились на первой попавшейся плоской полянке у берега. Дальше искать просто не было сил. Уже назавтра, гуляя налеке по окрестностям Сейда, мы нашли поляны посолиднее.

Вечером нашего первого дня, нам встретились туристы из Нижнего Новгорода, которые пёхом протопали по так называемой "Дороге 1000 ручьёв" - старой, уже исчезающей дороге, между Ловозёрскими Тундрами и Умбозером. Там тоже интересные места. Раньше там стоял ещё один рудник, добывавший лопарит, но теперь там совершеннейший развал и заброс. Нижегородцы бодро отрапортовали, что отмахали за день двадцать километров, одолели перевал Геологов, и намерены идти дальше, искать стоянку на берегу Сейда. Нам, вымотанным и с трудом ворочавшим языками, эти парни показались роботами...

А чего мы устали? А потому что у нас тяжеловатые рюкзаки оказались. Дело в том, что всё туристическое оборудование покупалось мной под автотуризм, то есть, я не особо парился о весе и компактности палатки, спальников, котелков-чайников и всего остального. А тут, когда возникла мысль идти на Сейд, пришлось использовать то что есть. Плюс, съёмочное оборудование.

Зато получились картинки и кино:)

Наутро мы отправились искать Куйву. Надо сказать, что ещё вечером, мы заприметили на скале изображение то ли птицы то ли человека... и назвали его Куйвёнышем. Вот он:

Так что, в Ловозёрах живёт не только сам Куйва. Их там как минимум трое - Тролль, Куйвёныш и Куйва.

А вот и сам танцующий великан:

Кто такой Куйва, как возник и почему он такой значимый, я писать не буду. Об этом много написано. Например, здесь:

Поснимав окрестности, мы самонадеянно двинули назад. Самонадеянно, потому что, конечно, после тяжёлого перехода, нам бы сделать днёвочку, отдохнуть, но мы отчего-то решили, что мы кабаны и не устали. Быстренько собрались и потопали восвояси.

Как. Это. Было. Тяжело.

Около восьми километров постоянного подъёма. По каменистой тропе. С болью в мышцах от вчерашнего перехода... мммм... ощущения для понимающих:)

На обратном пути, Куйва и боги местности сжалились над нами и мы ни разу не потеряли тропу. Хоть это немного облегчило нам переход. Но, теперь я понимаю тех, кто строит маршрут на Сейд так, чтобы возвращаться по воде, через Ловозеро. Хотя там есть участок, где нужно грести против течения...

В общем, поход на Сейдозеро - не прогулка в парке. Но оно того стоит.

Таинственное озеро Сейдозеро расположилось на Кольском полуострове в Ловозерских тундрах. Оно примечательно в первую очередь историей: обнаруженное в 1887, место сразу привлекло ученых необычным происхождением расположенных здесь объектов. На фоне популярности открытия между материалистами и эзотериками разразилась настоящая война: первые считали, что каменные глыбы это случайное творение природы, вторые, что это наследие гипербореев - древнего народа, населяющего северную сторону.

Как добраться до Сейдозера

Если вы едете на отдых Сейдозера на личном автомобиле, путь пройдёт по Мурманской трассе М-18. Доедьте по ней до кольца, после сверните направо в сторону Ревды и Ловозера . Через 70 километров вы въедете в старый поселок: не останавливаясь, поезжайте вперед, пока не упретесь в рудник «Карнасурта». На нем расположена бесплатная автостоянка, на которой можно оставить машину на время посещения природного объекта. За дополнительную плату охрана присмотрит за автомобилем.

После выхода за территорию рудника, от которого до Сейдозера 12 километров, ориентируйтесь на хорошо видимую в тундре узкоколейную дорогу: поднимитесь по ней на перевал. Он достаточно труден, так как под ногами большие и острые камни, поэтому его преодоление возможно в закрытой и удобной обуви. Далее начнется крутой спуск, упирающийся в реликтовую поляну. Здесь течет ручей Эльморайок, идущий параллельно тропе к озерному котловану. Ориентируйтесь на тропу для выхода к воде.

Чтобы доехать на отдых Сейдозера на , посмотрите маршрутный лист составов от столицы России до станции в Мурманской области - Оленегорск. По пути следования поезда захватят 27 остановок: сверьтесь с расписанием, и может быть, вы сумеете сесть в вагон из ближайшего к месту проживания пункта. Стоимость плацкартной койки - 4000 рублей, купе обойдется в 6000-7000. Время в пути - 32 часа.

От вокзала поезжайте до поселка Ревда на автобусе, расписание которого синхронизировано с прибытием поезда, или на такси. Вызвать водителя можно при помощи любого онлайн-приложения заранее или взять «от бордюра». Такси довезет до места назначения и попросит сумму, ненамного превышающую стоимость общественного транспорта. Если в силу обстоятельств вы предпочли автобус, то он отправляется от Ревды и высаживает в тундре в 7 километрах от котлована. Поход до Сейдозера займет еще 1,5 пешего хода. При желании словите попутку.

Местность рекомендована для однодневного посещения, поэтому добираться сюда удобно из ближайших поселков, например, из Ревды, где есть одноименная гостиница . Цена за ночь составляет - 800-1000 за комнату. Также можно найти приют у жителей тундры, однако, этим вопросом нужно озаботиться до поездки. Палаточные поселения на берегу озера запрещены.


Помимо Ревды, остановиться можно в районе Ловозера. Там гостей края ожидает туристская база , и . В «Лапландии» цена за проживание колеблется от 5000 за двухместный номер и до 20000 за дом на 10 человек. Дополнительно предлагается баня и трансфер на катере.

Сейдозеро или Сейтяввьр - одна большая достопримечательность. Оно не выделяется среди других озер Мурманской области особыми геологическими свойствами: длина составляет 8 километров, а ширина 2 километра. Кромки типично изрезаны, воды имеют зеленый оттенок. Однако множество туристов из года в год желают посмотреть на дивное место в горах: вечнозеленые ельники, возраст которых более 300 лет, осины и ольхи, нехарактерные для Ловозерских тундр - все это придает природному заповеднику ауру загадочности.


Существует поверье, что в окрестностях Сейдозера есть подземный лаз, предназначаемый для оборонительных нужд гиперборейцев. Подтверждением этому является фото на его фоне из архива участника экспедиции Барченко. Современному человеку увидеть магические лабиринты древней расы не удастся: лаз засыпали в 30-х годах XX века. По заверениям туристов в зоне реликтовой поляны, где согласно отчетам исследователей располагался лаз, ощущается чувство страха и беспокойства. Это косвенно подтверждает существование мистического подземного хода.

Трепет у путешественников вызывает наскальное изображение Куйвы - предводителя шведов, грабивших лопарей. Взятые в 2013 соскобы доказали, что рисунок имеет органическое происхождение и состоит из микрочастиц мха, водорослей и грибов. Рельефная гора визуально обработала грани, в результате чего получился интересный узор.

Странными объектами считаются каменные сопки, выполненные в виде ступенчатых пирамид. Мнения об их происхождении разделились: экстрасенсы и шаманы считают, что это капища, ученые, что горные вздутия. Путешественники также едут посмотреть на Пирамидальный сейд - каменную трехметровую стеллу. В начале 20-х годов их насчитывалось несколько десятков. Все они подверглись разрушению советскими властями в период борьбы с эзотерическими знаниями. Еще одной притягательной достопримечательностью являются руины горы Нинчурт: камни, из которых состоят развалины, имеют удивительно правильную форму, грани идеально отточены. На горе сохранился колодец, по внешнему виду напоминающий современную обсерваторию.

Легенды Сейдозера

Одна из главных легенд повествует о гибели Чудэ-Чуэрвя. Он был начальником чудской дружины. Однажды он вместе с воинами пришел на Ловозеро и дал команду грабить лопарей. Люди пустились в бегство: их путь пролегал мимо идола «Старухи», являющейся покровительницей охоты. Один из беглецов попросил ее сделать плохую погоду, после чего разразилась гроза. Шведы, гнавшиеся за людьми на лодках, погибли в озере. Остался жив только начальник и повар-колдун. Когда, обессиленные, они добрались до Мотки-Губы, то попали в руки жителей тундры.


Чуэрвя взяли живым, а повар бросился в Сейдозеро и переплыл его, обратившись в щуку. Когда он вылез на берег, то окаменел и остался стоять там навечно. Чудэ-Чуэрвя принял христианскую веру и долго прожил среди лопарей, а когда стал старым, ушел в леса и обратился в каменную статую. Жители стараются не тревожить Чудэ и повара, поэтому в горах всегда разговаривают шепотом и просят туристов делать так же.

Такая интерпретация легенды является не единственной. По другой версии, описанной А.Е. Ферсманом, лопари, увидев, что шведы погубили множество собратьев, пошли на них с боем. Загнали начальника чудского на скалу и обложили со всех сторон. Долго пытался Куйва (Чудэ) выбраться из западни, да так и не смог, оставшись на века висеть над зелеными водами гигантской тёмной фигурой. А кровь лопарей, погубленных в боях, рассыпалась красными камнями по тундре.

В 1920 столичной общественности стало известно, что в русской Лапландии, близ Ловозера участились случаи загадочного заболевания под названием «мерячение». Причем оно поражало не только местных, но и путешественников, забредших в эти края. Симптоматика была специфичной: люди, как по команде начинали копировать движения друг у друга, при этом были послушны и выполняли любые приказы. Явление происходило спонтанно, однако, подозревалось, что причина в проведении шаманских северных обрядов. Для подробного исследования была организована научная экспедиция во главе с Александром Барченко.


В процессе экспедиции, целью которой было не только мерячение, но и поиск наследия Гипербореи, Барченко опросил местных колдунов, узнав от них подробности верований и историю края. Он выяснил, что, несмотря на видимое православие, многие лопари поклонялись богу Солнца и приносили ему бескровные жертвы. В качестве алтарей в тундре возводились каменные площадки, так удивляющие путешественников сегодня. Они имеют идеальную форму и обращены на все стороны света.

Исследователь несколько раз пытался попасть к Куйве, однако, его стремления не увенчивались успехом. Сначала местные наотрез отказались давать лодку, позже, когда парусник нашелся, его мачты были сломлены ураганом на подходе к огромной фигуре шведского начальника. За два года экспедиция обнаружила множество священных писаний и изображений, тоннели, защищающие подход к озеру. После возвращения руководитель группы заявил, что лопари - возможные предки высокоразвитой расы белых людей. Исследования, проведенные на Сейдозере, заинтересовали советские власти, и Александра Васильевича пригласили в Спецотдел, занимавшийся оккультными теориями. Спустя недолгое время, когда контроль над Спецорганизацией ослабел, Барченко и последователи были расстреляны.

Рыбалка на Сейдозере возможна и в летнюю и в зимнюю пору, однако, рекомендуется отдать предпочтение теплому времени года. В водах таинственного озера обитают сиг, щука, форель, палия. На мормышку неплохо идет хариус, окунь и семга.


Ловля разрешена только на удочку и с берега. Если вы едете в составе тура, возможны исключения. Организованным рыбакам дают рекомендации по местам клева и советы для получения большего улова. Инструкторы сопровождают на всем пути: от прибытия до отъезда домой. Если вы едете самостоятельно, имейте в виду, что хорошо поохотиться на озерных обитателей можно недалеко от дома егеря. Чтобы чувствовать себя комфортно уточните у него разрешение на рыбалку и получите соответствующий документ. Также разрешен сбор ягод, грибов и цветов. Запрещены костры и вырубка деревьев.

Отдыхать на Сейдозере лучше всего в середине августа: в тундре почти отсутствует мошкара и комары, погода прохладная. Бонусом станет огромное количество ягод и грибов. Сентябрь славится заметным похолоданием и началом дождей, поэтому ехать сюда в это время можно, но нежелательно, если вы обладаете пониженным иммунитетом и склонны к простудам.


Климат на Сейдозере отличается непредсказуемостью: даже в летние дни солнце моментально сменяется резким похолоданием и грозой. Частое явление - сильные, шквальные ветра с гор. Температура летом варьируется от 2 до 20 градусов, зимой достигает -35 и ниже.

Если вы неутомимый романтик и искатель приключений, посещение Сейдозера оставит в вашей душе незабываемое впечатление!


Top