Николай литау апостол андрей. Яхта "апостол андрей". Морские приключения и испытания

Эх, братцы. Пока "Победа", по данным разведки, удачно достигнув Полюса еще 30-го июня, бежит в обратный путь, я поснимала сегодня, как к выходу в Арктику готовится судно не столь большое, как атомоход, но тоже очень интересное.
Парусная яхта "Апостол Андрей".
В Шлиссельбурге, на Охтинских верфях, очень хорошо и тихо. Чайки выгуливают у зарослей на берегу своих серых птенцов, ласточки заполошно покрикивают и чиркают по воде крыльями, под солнечными лучами в неглубоких заводях осторожно греются мальки.
Но сказать, чтобы отдохнула душой - к сожалению, нет. Уже очень давно преследует состояние запредельной, отупляющей напряженности, когда куча не сделанных по работе дел сваливается в один громадный ком, и он несется вскачь, все увеличиваясь и грозя сломать мне шею.
А "бросить все к черту, и в Кисловодск" не могу.

Капитан "Апостола Андрея" Николай Литау - товарищ очень известный. Всех заинтересованных отсылаю прямиком на его сайт - там и про него, и про экспедицию, и про яхту все подробно рассказано. Он мне показался простым в общении и, вообще, очень славным мужиком.

А теперь несколько картинок из Шлиссельбурга. (Хоть одна вовремя разобранная и выставленная по фактическому времени съемка, о боги) .

Кэп собственной персоной. У штурвала.


А вот и его яхта. Она, конечно, примостилась как ласточка на жердочке - крошечная и в самом углу, так что даже с воды ее было снять затруднительно.

А теперь прошу под кат. Там вы увидите имя старого грузового судна, которое самым первым попалось мне на глаза, когда я подошла к берегу. Увидела, усмехнулась и подумала: "Видно, это уж точно судьба". А от нее, как известно, не уйти.


Конечно, это могло быть только такое имя.


Вот такие прекрасные нимфы ходят в Арктику в роли юнги, по совместительству кока и штатного фотографа. Зовут ее, между прочим, Анной.


Капитан с командой обсуждает, как завтра выходить из водных артерий Петербурга на чистую воду - до Мурманска.


А вот и найден маршрут.


Вот эту фигулину питерского производства будут испытывать яхтсмены в высоких широтах.


Фигулина в интерьере:)


Мастер в размышлениях.


Нравятся мне отражения. Хоть и не умею их снимать.
Просто жизнь любого человека в какие-то моменты так на них похожа - нечто колеблющееся, лишенное цельности, обманчивое в своих раз и навсегда очерченных линиях и границах.

Чтобы осуществить проект, задуманный капитаном Литау, и пройти на парусном судне Северным морским путем, нужна была не простая крейсерская яхта, а лодка, способная выдержать испытания холодами, сыростью, а главное – льдами. Такой проект был разработан. Он принципиально отличался от привычных конструкторских решений: корпус было предложено сделать стальным с гранеными обводами без шпангоутов.

1 июля 1993 года яхта была заложена в Твери. То, что строительство затянется на долгие 3 года, предположить не мог никто. Финансовые и организационные проблемы, технологические и технические сложности срывали все сроки и планы организаторов экспедиции. Старт откладывался, но подготовка к походу не прекращалась. Заканчивались работы по корпусу лодки, параллельно московская компания «Электра» расчитывала и уточняла проект яхтенного электрооборудования, в Санкт-Петербурге в конструкторском бюро Александра Стружилина разрабатывался проект палубного оборудования, рангоута и такелажа. Там же, в северной столице, в мастерской Прохорова шились паруса.

Наконец, 31 июля 1996 года после трех лет трудов, надежд и сомнений яхту, пока еще безымянную, в сопровождении милицейских машин медленно вывозят из ворот Тверского вагоностроительного завода. Этот день запомнился многим: и строителям, и будущим членам команды, и горожанам. Такого ливня в Твери старожилы не припомнят до сих пор. Казалось, океан вылился с небес, и под его потоками началась дорога к океану. 9 августа 1996 года яхту спустили на воду, а в конце сентября перегнали в порт приписки Москву.

Все три года строительства лодка жила без имени. Найти подходящее, звучное имя, соответствующее той идее, ради которой было прожито и пережито немало, оказалось делом нелегким. В газете «Московская правда» был даже объявлен конкурс. Названия, присланные читателями в редакцию, были красивыми, романтичными, реалистичными: от «Витуса Беринга» до «Мастера и Маргариты». Но ни одно не стало единственно точным. Тогда, помня о традициях русского флота, Клуб «Приключение» обратился с просьбой к Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II благословить уходящих в плавание и помочь выбрать для яхты имя. Ответ пришел неожиданный:

«Благодарю Вас за письмо от 27 августа с.г. и сообщение о том, что в ознаменование 300-летия Российского флота построенная в Твери яхта вскоре отправляется в кругосветное путешествие. Поддерживая столь своевременную инициативу и принимая во внимание Вашу просьбу, полагаю справедливым дать этой яхте название «Апостол Андрей». На мой взгляд, это соответствует исторической связи Российского флота с именем святого апостола Андрея Первозванного, чей бело-голубой крестообразный стяг победно развевался на российских кораблях. Надеюсь, что, совершая кругосветное плавание, экипаж сможет оправдать присвоенное яхте название, с честью и достоинством перед всем миром свидетельствуя о духовном становлении обновляющегося ныне Отечества нашего и славных традициях Российского флота. Помощь Божия да сопутствует вам в предстоящем плавании».

Чин освящения состоялся в Москве. По благословению Патриарха его совершил иеромонах Иероним, настоятель храма Святителя Григория Неокессарийского на Большой Полянке.

Стройные мачты, белоснежные паруса, соленые брызги... Кто из мальчишек не мечтал в детстве отправиться в кругосветку на паруснике?! Жажда приключений манила в дальние края и неизведанные дали. Произведения Жюля Верна, Даниэля Дефо, и Джонатана Свифта подстегивали воображение. А ведь парусники, совершающие кругосветки, существуют и поныне. Один из них - яхта «Апостол Андрей».

Рождение парусника

Николай Андреевич Литау за свою жизнь организовал и поучаствовал в немалом количестве путешествий. С детства он грезил морями, океанами и парусниками. Идея о кругосветном путешествии через четыре океана стала главным увлечением. Для ее осуществления требовалась максимально выносливая океанская яхта. Она должна была успешно преодолеть сквозь ледяные заторы и непогоду. Цена яхты подобного рода очень высока, но оно стоило того.

Под руководством и по заказу Литау был разработан проект парусника, который должен был удовлетворить всем требуемым условиям. Строить его решили в Твери, а начало было положено в 1993 году. Строительство затянулось на целых три года, мешали то технические, то финансовые проблемы.

Обретение имени

Возведение уже было закончено, а парусник так и не обрел имя. Все помнят слова капитана Врунгеля из одноименного мультика:

«Имя вы не зря даёте,
Я скажу вам наперёд:
Как вы яхту назовёте,
Так она и поплывёт.
Как вы яхту назовёте,
Так она и поплывёт!»

В свое первое плавание кораблик отправился еще безымянным. Благополучно он доплыл в Москву за благословением и освещением к Патриарху Алексию II. Именно от него он и получил свое имя. Яхта «Апостол Андрей» названа в честь который считается покровителем моряков.

Технические характеристики и оснащение

Это океанская яхта, поэтому построена она с учетом всех требований по надежности и выносливости. Ее корпус является сварным, а обводы - гранеными. В качестве обшивки использованы стальные листы. В районе днища ее толщина достигает двух сантиметров.

Длина кораблика - 16,2 м, ширина - 4,8 м. Он имеет две мачты, 19- и 14-метровой высоты, способные нести 130 кв. м парусов. Яхта не только может идти под парусами, но имеет и двигатель на непредвиденные случаи. Это аппарат Iveco мощностью в 85 лошадок. Осадка парусника - 2,7 м, а водоизмещение - 25 т.

Максимальная скорость, на которой яхта может лететь под всеми парусами, - 12 узлов. Это чуть больше 22 км/час. Крейсерская скорость парусника - около 7 узлов, или около 13 км/час.

Обслуживать во время плавания яхту «Апостол Андрей» может экипаж в 5-7 человек. На борту есть все необходимое - современные навигационные системы и связь, спальные места и камбуз.

Сейчас цена яхты, даже совсем небольшой прогулочной, составляет около полутора миллионов рублей. Но это судно уже не так просто оценить. Оно теперь имеет и определенную историческую ценность, хоть и создано совсем недавно. За время своего существования оно поставило не один рекорд и преодолело водные пути, ранее недоступные судам такого класса.

Кругосветки

В первую свою кругосветку яхта «Апостол Андрей» отправилась в 1996-м году. Она смогла успешно обойти Восточное полушарие, при этом достигнув трех рекордных показателей:

  • первая кругосветка в меридиональном направлении;
  • первая кругосветка через все океаны, Северный Ледовитый - не исключение;
  • первое прохождение по Северному морскому пути.

Вернулся корабль на место старта в 1999 году, а в 2001-м снова отправился в путешествие. Теперь уже вокруг Западного полушария. Третья кругосветка была осуществлена в 2004 году. Яхте пришлось обогнуть Антарктиду в пределах 60-й параллели.

Каждое путешествие выявляло несовершенства конструкции, поэтому время отдыха между кругосветками посвящалось модернизации и усовершенствованиям судна. На сегодняшний день это выносливая, маневренная и быстрая яхта, готовая вместе со своей командой бросить вызов любым экстремальным условиям.

Путешествия сегодня

Не стоит думать, что на кругосветках все завершилось. Практически ежегодно «Апостол Андрей» отправляется в новую экспедицию.

  • 2007 год - Соловецкие острова.
  • 2010 год. В планах было обогнуть Новую Землю. Выход был произведен из Твери. После посещения Соловецкого архипелага достигли где высадили группу пассажиров - экологов. Далее курс был взят на цель путешествия, яхте удалось обогнуть весь архипелаг целиком.
  • 2011 год. Яхта достигла самого северного острова архипелага Земля Франца - Иосифа.
  • 2012 год. Яхта отправилась по следам экспедиции Русанова и шхуны «Геркулес».
  • 2013 год. Команда повторила путь Гидрографической экспедиции вековой давности. Кроме того, кораблю удалось пересечь 83-ю параллель, а это еще один градус в арктических достижениях яхты.
  • 2014 год. Путешествие по следам Г. Брусилова и шхуны «Святая Анна».
  • 2015 год - год, богатый на юбилеи. Капитану яхты 60, самому кораблю в тот же день 19. А через месяц судно отправилось в Диксон на 100-летие с момента, когда в Архангельск пришли первые ледоколы «Таймыр» и «Вайгач», завершившие переход Северным морским путем.
  • 2017 год. Одиннадцатое путешествие в Арктику, вновь посвященное Русанову и «Геркулесу».

Странствия яхты на этом не заканчиваются. У ее капитана имеется немало планов на будущее.

Вы совершили три кругосветных путешествия. Что вас больше всего удивило на нашей планете?
Сейчас сложно кого-то чем-то удивить, разве что безмерной глупостью. Приезжаешь в любую точку земли и уже примерно представляешь, что там и как. Из всех мест, которые я посетил, а это почти сотня стран, все континенты и океаны, меня потрясла, пожалуй, Антарктида. Идешь день за днем, неделя за неделей, над тобой низкое небо, низкая облачность, ты ничего не видишь, кругом сплошная серость, но в конце второго месяца тебе распахивается горизонт и открывается купол – ледяной покров Антарктиды. Сияет солнце, перед тобой белое безмолвие и антарктические пики видны за сотню километров…Такое зрелище, конечно, не забыть! Остров Пасхи на меня произвел очень серьезное впечатление. Маленький остров, небольшое население и тысяча каменных истуканов. До 20 м высотой! Даже не могу представить, для чего людьми когда-то была проделана такая титаническая работа?


Как набирается команда для таких длительных путешествий?
Всех людей обычно набираю я, и только я могу решить, будет ли человек в экипаже. Иногда подобные решения приходилось принимать даже во время плавания. Посреди океана высадить на необитаемый остров или льдину я, конечно, не могу, но в моей практике было пару случаев… Как-то меня пригласили на кругосветную регату капитаном. Это был коммерческий проект. И два парня решили, что если они заплатили деньги, то могут себя вести, как угодно. Не поняли, что в море совсем другие правила. Я их высадил на одном из островов в Панаме. Прямо на песчаном берегу. Это не необитаемый остров, конечно, раз в два дня туда прилетает местный самолет. Так что «героев» спасли).
Когда 20 лет назад было первое плавание на яхте «Апостол Андрей», я интуитивно решил, что члены экипажа должны быть не моложе 30 и не старше 50 лет, должны обязательно быть яхтсменами, здоровыми физически. Например, в тверской Медакадемии экипаж тогда прошел санацию – лишние зубы всем удалили… Возрастной ценз был потом многократно нарушен, хотя я как-то прочитал, что Амундсен примерно такого возраста и набирал людей в свои экспедиции. Но главное не возраст, конечно, а, чтобы человек мне нравился, ведь с ним предстоит провести вместе много дней… Как-то доктора одного списали, 6 месяцев много чего терпели, а последней каплей стало то, что он зажал от экипажа бутылку спиртного. На каком-то острове нам ее подарили. У меня руки были заняты рукопожатиями, и я попросил доктора, принять бутылочку. Мы выходим в море. Я говорю доктору: «Давай бутылку, отметим это дело!» Представляете, всего же одна бутылка на семь мужиков на месяц, это же не пьянство, это меньше чем дамские духи. И тут доктор заявляет, что будет более важный повод, и вообще, что бутылку дали лично ему… Пришлось ему сказать: «Лети-ка, ты, товарищ, домой!»

Николай, Андреевич, вы производите впечатление человека, занятого своим делом. А нас очень интересует вопрос самоопределения…
Меня он тоже интересует, поскольку моей дочери летом исполнится 14 лет, и я не хочу, чтобы ребенок остался не у дел. Но на нее не давлю в выборе жизненного пути, путь сама решает. Что касается меня, то я никогда не думал стать капитаном. Школьником мечтал стать летчиком и даже космонавтом. У меня были хорошие математические задатки. Мог бы стать ученым, наверное.
Я вырос в степях Казахстана, где природных достопримечательностей нет. Выйдешь, «степь, да степь, кругом» ни рек, ни озер, ни даже пустыни. Один котлован был, в котором мы купались, да три осинки росли… И во мне сидел такой романтический червь – хотелось все увидеть своими глазами, тянь-шаньские ели, например. В 17 лет, после школы, я уехал в геологоразведывательную экспедицию… Но природное раздолбайство и лень диктовали свое: зачем-то выучился на радиоинженера, потом 10 лет проработал начальником автохозяйства. В общем к 38 годам, хобби стало настолько мешать работе, и я бросил работу. Ушел в путешественники, закончил морскую академию им. Макарова, судоводительский факультет… Никогда не думал, что совершу аж три кругосветных плавания, но сегодня это стало моей профессией. Я увенчан многими международными наградами, ведь тому, что мы сделали на «Апостоле Андрее» нет аналогов в экстремальном яхтинге всего мира…


А что вам нужно для счастья?
Счастье понятие эфемерное и чаще протекает в сфере личных отношений. Ты вроде счастлив, а через пять минут все поменялось. Может ну его нафиг, это счастье? Вот сейчас сидим себе тихонечко, кругом березки, рядом друзья: выпили, поговорили, вспомнили дела минувших дней…Счастье это или нет? Не знаю. Мне хорошо… Счастье - это миг, а жизнь, в основном, — рутина…


И это у капитана?!
У капитана знаете какое преимущество перед другими профессиями? — Встал, спустил ноги с кровати, и ты уже на работе)


Что связывает вас с Тверью?
Этап моей жизни связанный с путешествиями начался 20 лет назад именно в Твери. Все сложилось случайно. Когда мы стали заниматься яхтами, мой старпом сказал: «А поехали в Тверь? Там у меня приятель, конструктор яхт, Валерий Конюхов». Мы и приехали… Это был 1992 год. Здесь создавался первый коллектив, здесь была заложена первая яхта. Сейчас все знают, что яхту построил тверской Вагонзавод, но ее строительство началось еще на заводе штампов им. 1 Мая. В нашем первом экипаже было 7 человек – четверо из Москвы и трое из Твери. Вот, например, у которого мы сейчас в гостях, пришел четвертым в наш экипаж…
С постройкой яхты и организацией плавания тогда нам очень помогли мэр города Александр Петрович Белоусов, Сергей Павлович Польшиков, Ершов Владимир Александрович. Сейчас их всех уже нет, для меня Тверь сильно осиротела с их уходом.


Какие у вас впечатления от нашего города?
Сегодня я ехал по центру Твери и везде платные стоянки. Все как в Москве. По сравнению с другими российскими городами, Тверь выглядит достаточно прилично, есть, наверное, куда развиваться… Полгода назад я приехал в Тверь по делам и у меня образовалось несколько свободных часов. И я понял, что не был в Твери ни в одном музее. Стал искать и …ничего не обнаружил, пошел в галерею «Дикобраз», она оказалась закрыта, в музей Козла что-то идти не захотелось… Для меня стало культурным шоком, что некуда пойти. Может хоть Императорский дворец скоро можно будет посмотреть… а сегодня я приезжал на открытие выставки о путешествиях и путешественниках в

Яхта «Апостол Андрей»… Построена в Твери, в 1996-1999 годах она прошла вокруг света по всем четырех океанам. Такого события доселе не было в истории мирового мореплавания. Капитана яхты Николая Литау.

В 1991 году судьба свела Николая Литау с английским журналистом и яхтсменом Майклом Кларком, который мечтал пройти на яхте вокруг Европы через российские внутренние воды. Правда, в ту пору еще действовало положение, что по внутренним водным путям СССР можно было ходить только под советским флагом. Руководитель клуба «Путешествие» Дмитрий Шпаро, Николай Литау и его помощник Аркадий Гершуни помогли англичанину осуществить свою мечту. После этого путешествия Николай Литау и Аркадий Гершуни решили построить свою яхту. Литау обращается к тверскому конструктору Валерию Конюхову. 7 ноября 1992 года Литау и Гершуни сидят в Твери на кухне у Конюхова. Здесь впервые и прозвучали слова «Северный речной маршрут». Дело в том, что к концу ХХ века вокруг света не обошел разве только ленивый. А вот Северный Ледовитый океан не прошел под парусом никто! Клуб Дмитрия Шпаро поддержал этот проект. Яхта должна была стартовать из Мурманска или Петербурга, пройти Северное море и Английский канал, пересечь в меридиональном направлении Атлантику, обогнуть мыс Доброй Надежды, пройти через Индийский океан на восток вокруг Австралии, поднять на север по Тихому океану до Камчатки, войти в Берингов пролив и вернуться в Мурманск Северным морским путем. Для этого нужна была не простая крейсерская яхта, а лодка, способная выдержать испытание штормами, сыростью, жарой, а главное - льдами.

К тому времени Николай Литау уже полностью переехал в Тверь. Вместе со строительством яхты шло и формирование команды. В нее вошли и тверские яхтсмены. Все годы, пока строилась яхта, у нее не было названия. Предлагались самые разные наименования, но ни одно из них не подходило. И тогда обратились за помощью к Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию11. «Поддерживая столь своевременную инициативу и принимая во внимание вашу просьбу, полагаю справедливым дать этой яхте название «Апостол Андрей». Так и сделали.

Кругосветное путешествие «Апостол Андрей» начал в Петербурге 14 ноября 1996 года. Медлить было нельзя. Финский залив, первый этап плавания, уже покрывался льдами. «Апостол Андрей» отправился буквально в неведомое. Совпадение в том, что 13 ноября 1996 года вышел первый выпуск тверской газеты "Караван+я", которую я редактирую до сих пор.

За время плавания яхта встретилась с айсбергами. На яхту нападали 20-тонные киты. Об этом писали газеты и показывались фильмы. И только выдающийся инженер, конструктор Валерий Федорович Конюхов по-прежнему работал в Твери за кульманом и компьютером, создавая новые яхты. Вчера мы с ним встретились. Договорились, что после того как освободится Волга ото льда мы пойдем на яхте в небольшое путешествие, но обсудим более великие свершения.

Геннадий Климов

Заказ книг Геннадия Климова -


Top