Александрийский маяк: фото, описание, история и интересные факты. Всемирная история в лицах Афинский маяк сверкание золотого

Дарья Нессель | Окт 10, 2017

Александрийский маяк , построенный на Фаросе, – небоскрёб древности, равный которому смогли создать только через 16 веков. За его небывалую высоту больше 100 м считается одним из .

Александрийский маяк - наблюдательный форпост

В 332 году до н.э. в устье реки Нил, на косе, впадающей в Средиземное море, Александр Македонский основал столицу своей империи в Египте и назвал её Александрией. Предусмотрительный завоеватель выбирал место, чтобы оно было удобной гаванью на перекрёстке водных путей, неуязвимо с суши и не испытывало недостатка в воде в засушливом африканском климате.

Пустыня, простирающаяся на тысячу миль южнее, озеро и один из рукавов дельты Нила подходили по всем условиям для начала постройки города.


Седьмое чудо света - Фаросский маяк.

Смерть Александра Великого через 9 лет не дала осуществить этот проект при его жизни. Диадох (военачальник) Птолемей I в результате раздела гигантской державы укрепился в Египте и реализовал задуманное Македонским.

Основатель рода, правившего в Египте около 300 лет, потомок греческого аристократа, соратник знаменитого полководца, умный и осторожный правитель, сумел похоронить Александра у себя, тем самым поставив своё царство в особое положение по сравнению с другими частями распавшейся империи.

Последняя представительница этой династии Клеопатра покончила с собой в Александрии после известия о гибели Марка Антония и разгроме египетских войск римскими легионерами.

Вложив немалые средства, он превратил это поселение в культурный центр цивилизации, где жили и работали выдающиеся философы, поэты, математики, скульпторы, такие как Эвклид, Герон, Константинос Кафавис.

Александрийская библиотека и Музейон появились во времена правления Птолемеев (соправителем Птолемея I был его сын).

Коммерческие суда с трёх континентов бросали свои якоря в акватории Александрии. Флот египтян был доминирующим на Средиземноморье. Требовался надёжный порт, каким и должна была стать столица.

Морские пути к Александрии проходили близко от опасных рифов, поэтому возведение маяка было необходимостью. Кроме этого, для защиты от нападения с моря нужен был наблюдательный форпост, так как равнинный характер местности не позволял увидеть неприятеля издалека.

Александрийский маяк.

Строительство Александрийского маяка

Александрийский маяк был возведён в сжатые сроки, всего за 5 лет (примерно 285 – 280 год до н.э.) и простоял почти десять столетий.

Такой короткий график объясняется благоприятными обстоятельствами, сложившимися в это период: достаточные финансовые и трудовые ресурсы и договора о ненападении, заключённые Птолемеем со своими врагами.

По свидетельству древнегреческого историка Плиния Старшего на Фаросский маяк было потрачено 800 талантов.

Побережье, на котором была основана Александрия, не имело естественного укрытия, поэтому для создания искусственной бухты были сооружены дамба и мол.

Дамба выполняла три функции:

  • делила акваторию на морскую и речную,
  • препятствовала заиливанию дна,
  • по ней происходило снабжение при дальнейшем обслуживании Александрийского маяка.

Мол защищал портовый комплекс от штормов и ураганов.

На восточном скалистом берегу Фароса на массивном гранитном основании со сторонами 180 на 130 метров была возведена трехъярусная крепость общей высотой по разным оценкам от 110 до 180 метров, обнесённая крепостной стеной.

Материалом для строительства служил гранит и известняк, облицованный мрамором.

  • Первый ярус представлял собой сооружение, высотой примерно с 20 - этажный дом, с квадратным основанием, имевшим периметр 120 метров, ориентированным по сторонам света.

На его плоской крыше возвышались четыре башни и статуи Тритонов (мифических полулюдей-полурыб, движением хвоста усмиряющих или вздымающих волны).

Внутри первого этажа был размещён гарнизон, охранявший Александрийский маяк, и обслуживающий персонал, а также необходимый инвентарь и запасы пищи и воды на случай осады.


  • Второй, сорокаметровый ярус являл из себя восьмиугольную призму, ориентированную по направлению ветров. Внутри этого этажа, по предположению, был пандус, по которому поднимали топливо на верхний ярус.

По легенде на втором ярусе находились необыкновенные статуи: одна всегда показывала рукой на солнце и опускала её, когда оно заходило; другая – направление ветра; третья – время суток.

  • Последний ярус из 8 десятиметровых колонн, закрытых куполом, образовывал фонарь, внутри которого ночью горел огонь, а днём валил дым.

На крыше Фаросского маяка возвышалась лицом к морю семиметровая бронзовая статуя Посейдона, древнегреческого бога морей и океанов.

Пламя гигантского костра поддерживалось просмолёнными дровами круглые сутки, предупреждая моряков об отмелях, рифах и указывая дорогу к гавани. В туман и дождь при плохой видимости звук трубы извещал приближающиеся корабли о близости надёжной пристани.


Фаросский маяк.

В Александрийском маяке впервые была применена система зеркал (из отполированных металлических пластин), усиливающих свечение костра и создающих направленный луч, видимый за сотню километров. Он был так ярок, что во тьме походил на сияние звезды и иной раз сбивал мореплавателей с курса, прокладывавшим свой путь, ориентируясь по звёздному небосклону. Гений тамошних инженеров остался в названии современного оптического прибора: фара.

По завершении работ это грандиозное творение сразу было отнесено к чудесам света.

Спроектировал и отстроил Александрийский маяк архитектор и строитель Сострат из Книдии. Гордость за своё детище заставила его выбить на камнях фундамента собственное имя, чтобы сохранить его для будущих поколений. Надпись гласила, что он, Сострат из Книда, посвящает маяк богам - спасителям во славу мореходов.

Но монарх требовал, чтобы увековечили именно его. Находчивый зодчий замазал раствором начертанное им послание и поверху написал «Птолемей I Сотер». Прошли годы, штукатурка отпала, явив всем реального создателя чуда.

Упадок Александрийского маяка

Фаросский маяк был символом Александрии. Им восхищались, чеканили на деньгах, украшали вазы и кувшины, делали в качестве сувениров.

К XII в. конструкция пришла в упадок, корабли сюда уже не заходили из-за заиленности и смещения торговых маршрутов. Детали переплавили на мелкие денежные знаки.

В XIV в. новые подземные толчки окончательно уничтожили шедевр культуры и зодчества. На его руинах султан Кайт-бей построил бастион, который сохранился и до сих пор.

Теперь это укрепление является военно-морской базой.

Дайверы нашли остатки каменной кладки, частично затопленные после сейсмоактивности. Это послужило поводом для маленькой сенсации, подхваченной прессой.

Администрация Каира с 2015 года рассматривают возможность реконструкции Александрийского маяка.

После завоевания Египта Александром Македонским был основан город, названный в его честь Александрией. Город начал активно развиваться и процветать, стал крупным центром морской торговли. Вскоре возникла и острая необходимость в сооружении Александрийского маяка.

Александрийский маяк. Информация и интересные факты

Местом для маяка был выбран остров Фарос, находящийся в 1290 метрах от Александрии. Возведением Фаросского маяка, ставшего позже седьмым чудом света, руководил архитектор Сострат, сын Дексифана из Книда.

Для обеспечения подвоза строительных материалов к острову была сооружена дамба. Само строительство было исполнено по меркам древнего мира молниеносно, заняло всего шесть лет (285-279 годы до н.э.). Новая постройка сразу же «выбила» стены Вавилона из списка классических чудес света , и заняла там почетное место и до наших дней. Высота Александрийского маяка по оценкам современников достигала 120 метров. Свет, проецируемый с башни Александрийского маяка, был виден на расстоянии до 48 километров.

В маяке выделялось три яруса.

Первый ярус имел квадратную форму со сторонами 30,5 метров, ориентированными по сторонам света. Общая высота этого яруса составляла 60 метров. Углы яруса занимали статуи тритонов. Само помещение предназначалось для размещения рабочих и охраны, кладовых под топливо и продукты.

Средний ярус Фаросского маяка имел восьмиугольную форму с гранями, ориентированными по преобладающим здесь ветрам. Верхнюю часть яруса украшали статуи, часть которых функционировала в качестве флюгеров.

Верхний ярус цилиндрической формы исполнял как раз роль фонаря. Он был обнесен восемью колоннами, накрытыми куполом-конусом. Верх купола Фаросского маяка украшала семиметровая статуя Исиды-Фарии (попечительница мореплавателей). Мощный светильник проецировался с помощью системы вогнутых металлических зеркал. О доставке топлива на вершину Александрийского маяка бытуют давние споры. Одни предполагают, что доставка осуществлялась с помощью подъемных механизмов по внутренней шахте, другие же говорят, что подъем производился с помощью мулов по спиральному пандусу.

Также в маяке была и подземная часть, где располагались запасы питьевой воды для гарнизона. Стоит упомянуть, что маяк выполнял также и роль крепости, охраняющей морской путь в Александрию. Сам Фаросский маяк был даже обнесен мощной оградой с бастионами и бойницами.

В XIV веке чудо света Фаросский маяк был разрушен землетрясением. В настоящее время о внешнем виде седьмого чуда света свидетельствуют только изображения на римских монетах и останки развалин. Так, например, исследования 1996 года позволили отыскать на дне моря останки Александрийского маяка.

Маяк на римских монетах

Через сотню лет после разрушения на его месте султан Кайт-бей построил форт. И в настоящее время появляются инициаторы, желающие реконструировать Фаросский маяк, на том месте, где он первоначально находился – на острове Фарос. Но власти Египта пока не хотят рассматривать эти проекты, и крепость Кайт-бей продолжает охранять место былого великого сооружения древности.

Крепость Кайт-Бей

Фаросский маяк получил свое название из-за острова, на котором он находился, — Фароса. А позднее на этом месте раскинулся город Александрия . Отсюда и его второе имя. Маяк входит в список всем известных «семи чудес света». И как большинство из них, Фаросское строение не дожило до наших времен.

Маяк был построен в 3 веке до нашей эры. Имя его создателя долгое время оставалось неизвестным. Как потом выяснилось, архитектором был некий Сострат Книдский. Он сам подписал свое творение, вырезав на одной из сторон маяка упоминание, что посвящает свою работу «богам-спасителям ради мореходов». Но Сострат зачем-то потом замазал надпись штукатуркой. И только когда спустя несколько веков слой смеси отвалился, мир узнал правду.

Фаросский маяк строился почти 20 лет. В результате получилось действительно величественное сооружение. Его высота составляла 117 метров. И на тот момент это было самое высокое здание в мире. По своей архитектуре маяк состоял из трех башен, поставленных друг на друга и на единое массивное основание. Самой маленькой и самой просторной башне располагался военный гарнизон. Там же жили рабочие, которые обслуживали здание. Второй уровень – это техническое помещение. И наконец, макушка сооружения – сам маяк. Он представлял собой цилиндр, в котором по ночам горел огонь, помогающим мореплавателям благополучно причалить к бухте.

И венчало все это великолепие внушительная статуя бога Посейдона – владыки морей. Высота скульптуры, если верить документальным свидетельствам, была не менее 7 метров.

Как работал Фаросский маяк

В работе над маяком Сострат применил самые передовые технологии того времени. В верхней части башни он установил зеркала из бронзы, которые отражали свет от костра и многократно его усиливали. Свет был настолько яркий, что мореплаватели видели его за 50 километров от острова. Маяк служил ориентиром и днем. Во-первых, его было отлично видно благодаря высоте строения. А во-вторых, те же самые зеркала отлично отражали солнечный свет.

Помимо этого на маяке были еще три статуи, которые служили не только украшением. Так, одна из них постоянно указывала на солнце, а ночью опускала руку. Другая скульптура фиксировала направление ветра. А третья подсказывала путешественникам время, отбивая каждый час. К сожалению, сегодня невозможно сказать, как были устроены эти статуи. Сохранилось лишь внешнее описание.

Как это ни парадоксально прозвучит, но в разрушении маяка виноват сам маяк. Дело в том, что для его работы требовалось очень много дров, которые доставлялись на вершину сооружения по специальному спиральному пандусу. А после рабочие выбрасывали золу в море. И спустя почти 15 столетий дно у острова настолько засорилось, что причаливать к нему было опасно. Соответственно, мореплаватели стали искать другие маршруты, а маяк, оставшись без дела, стал разрушаться. Бронзовые зеркала переплавили, а камни, из которых было построено сооружение, растащили на другие нужды. Окончательно добило «чудо света» мощное землетрясение, которое стерло его с лица земли.

Современный Фаросский маяк

Сегодня сохранился лишь подвальный этаж Фаросского маяка. И он полностью встроен в современную базу египетского флота Кайт Бей. Туристам, которые посещают Александрию, могут еще показать несколько обломков, которые не так давно были подняты со дна моря. Не исключено, что на глубине покоятся и другие фрагменты, но операция по их поиску и подъему слишком тяжелая и дорогая, поэтому в данный момент этим почти никто не занимается.

Но зато есть и хорошие новости. Правительство Египта не так давно решило заново отстроить Фаросский маяк и создать его точную копию. И учитывая современные темпы строительства, гигантское сооружение может появиться уже через несколько лет. И тогда это станет одной из главных достопримечательностей не только Александрии и Египта, но и всего мира.

Александрийский маяк, принадлежащий к семи чудесам Древнего мира , имеет и другое название – Фаросский. Наличию второго имени он обязан своему месту нахождения – острову Фарос, расположенному у побережья города Александрия, который раскинулся на территории Египта .

В свою очередь, Александрия получила свое название из-за имени завоевателя древнеегипетских земель – Александра Македонского.

К выбору места для строительства нового города он подходил довольно тщательно. На первый взгляд может показаться странным, что район поселения был определен Македонским на 20 миль от юга дельты Нила. Если бы он устроил его именно в дельте, то город оказался бы на пересечении двух водных дорог, важных для той местности.

Этими дорогами были и море, и река Нил. Но тот факт, что Александрия основывалась южнее дельты, имел под собой весомое обоснование – в этом месте речные воды не могли забивать гавань вредными для нее песком и илом. На строящийся город Александр Македонский возлагал большие надежды. В его планы входило превратить город в солидный торговый центр, ведь он удачно расположил его на пересечении наземных, речных и морских путей сообщения нескольких материков. Но такой значимый для экономики страны город нуждался в гавани.

Для ее обустройства требовалось претворить в жизнь множество сложных инженерно-строительных решений. Важной необходимостью было сооружение дамбы, которая смогла бы соединить морское побережье с Фаросом, и мола, защищающего гавань от песка и ила. Таким образом, Александрия получила сразу две гавани. Одна гавань должна была принимать торговые корабли, приплывшие со Средиземного моря, а другая – суда, пришедшие по реке Нил.

Мечта Александра Македонского о перевоплощении простого города в процветающий торговый центр сбылась уже после его смерти, когда у власти оказался Птолемей I Сотер. Именно при нем Александрия и стала богатейшим портовым городом, однако ее гавань была опасной для мореплавателей. Поскольку и судоходство, и морская торговля непрерывно развивались, потребность в маяке ощущалась все острее.

Задачи на это сооружение возлагались такие – обезопасить плавание кораблей в прибрежных водах. А такая забота привела бы к увеличению объемов продаж, поскольку вся торговля велась через порт. Но из-за однообразного ландшафта побережья моряки нуждались в дополнительном ориентире, и их вполне бы устроил сигнальный огонь, освещающий место входа в гавань. По мнению историков, на возведение маяка Александр Македонский возлагал и иные надежды – обеспечить городу безопасность от нападений птолемеев, которые могли напасть со стороны моря . Поэтому для обнаружения врагов, которые могли находиться на значительном расстоянии от берега, был нужен дозорный пункт внушительных размеров.

Трудности в возведении Александрийского маяка

Естественно, что на возведение такой солидной конструкции требовалось множество ресурсов: финансовых, трудовых и интеллектуальных. Но их было непросто найти в то неспокойное для Александрии время. Но все-таки благоприятная в экономическом плане обстановка для возведения маяка сложилась благодаря тому, что Птолемей, в титуле царя завоевавший Сирию , привел в свою страну бесчисленное количество евреев и сделал их рабами. Так недостаток трудовых ресурсов, необходимых для строительства маяка, был восполнен. Не менее важными историческими событиями тогда стали подписание Птолемеем Сотером и Деметрием Полиоркетом соглашения о мире (299 год до н.э.) и смерть Антигона – врага Птолемея, царство которого было отдано диадохам.

Строительство маяка началось в 285 году до н.э., а все работы руководились архитектором Состратом Книдским . Желая увековечить свое имя в истории, Сострат на мраморной стене маяка высек надпись, свидетельствующую о том, что он возводит данную конструкцию ради мореходов. Затем он спрятал ее под слой штукатурки, а на ней уже прославил царя Птолемея. Однако судьбе было угодно, чтобы человечество узнало имя мастера – постепенно штукатурка отвалилась и раскрыла тайну великого инженера.

Особенности конструкции Александрийского маяка

Фаросское сооружение, предназначенное для освещения гавани, имело три яруса, первый из которых был представлен квадратом со сторонами по 30,5 м. Все четыре грани нижнего квадратного яруса были обращены ко всем сторонам света. В высоту он достигал 60 м, а его углы украшали статуи тритонов. Предназначением этого помещения было размещение рабочих и охранников, а также обустройство кладовых для хранения запасов провизии и топлива.

Средний ярус Александрийского маяка был построен в виде восьмиугольника, грани которого ориентировались на направления ветров. Верхняя часть этого яруса декорировалась статуями, а некоторые из них были флюгерами.

Третий ярус, выполненный в форме цилиндра, был фонарем. Его обнесли 8 колоннами и накрыли их куполом-конусом. А на его верхушку водрузили 7-метровую статую Исиды-Фарии, считавшейся попечительницей мореплавателей (некоторые источники утверждают, что это была скульптура Посейдона – царя морей). Благодаря сложности системы металлических зеркал свет огня, зажженного на вершине маяка, усиливался, и охранники вели наблюдение за морским пространством.

Что касается топлива, необходимого для поддержания пламени маяка, оно доставлялось по спиральному пандусу в телегах, запряженными мулами. Для облегчения доставки между материком и Фаросом построили дамбу. Если бы рабочие этого не сделали, топливо пришлось бы перевозить на лодках. Впоследствии дамба, намытая морем, стала перешейком, который в настоящий момент разделяет западную и восточную гавани.

Александрийский маяк был не только светильником – он еще представлял собой укрепленную крепость, охраняющую морской путь в город. Из-за наличия большого военного гарнизона в здании маяка была предусмотрена и подземная часть, необходимая для запасов питьевой воды. Для усиления безопасности все сооружение было обнесено мощными стенами со сторожевыми башнями и бойницами.

В целом трехъярусная башня маяка достигала в высоту до 120 м и считалась самой высокой конструкцией в мире . Те путешественники, которые видели столь необычное сооружение, впоследствии восторженно описывали необычные статуи, служившие украшением башни маяка. Одна скульптура показывала рукой на солнце, но опускала ее вниз только тогда, когда оно уходило за горизонт, другая служила часами и ежечасно сообщала текущее время. А третья скульптура помогала узнавать направление ветра.

Участь Александрийского маяка

Простояв почти тысячу лет, маяк Александрии все же начал разрушаться. Случилось это в 796 году н.э. из-за мощного землетрясения – верхняя часть конструкции просто рухнула. От огромного 120-метрового здания маяка остались лишь развалины, но и те достигали в высоту около 30 м. Несколько позднее обломки маяка пригодились для возведения военного форта, который неоднократно перестраивался. Так Фаросский маяк превратился в форт Кайт-бей – это название он получил в честь султана, его построившего. Внутри форта находится исторический музей, в одной из его частей – музей морской биологии, а напротив здания форта расположены Аквариумы музея гидробиологии.

Планы по восстановлению Александрийского маяка

От некогда величественного Александрийского маяка остался только его цоколь, но и он полностью встроен в средневековую крепость . В наши дни она используется как база египетского флота. Египтяне планируют провести работы по воссозданию утраченного чуда света, а некоторые страны, входящие в Европейский Союз, желают присоединиться к этой затее. Италия , Франция , Греция и Германия планируют включить строительство маяка в проект, именуемый «Medistone». Его основными задачами являются воссоздание и сохранение африканских памятников архитектуры, относящихся к эпохе Птолемеев. Эксперты оценили проект в 40 млн долларов – именно столько потребуется на строительство делового центра, гостиницы, клуба подводного плавания, сети ресторанов и музея, посвященного Александрийскому маяку.

Лишь одно из семи чудес древнего мира имело практическое предназначение – Александрийский маяк. Исполнял он сразу несколько функций: позволял кораблям без особых проблем подойти к гавани, а наблюдательный пункт, расположенный наверху уникального сооружения, давал возможность следить за водными просторами и вовремя замечать неприятеля.

Местные жители утверждали, что свет Александрийского маяка сжигал вражеские судна ещё до их приближения к берегу, а если им и удавалось подойти к побережью, статуя Посейдона, находящаяся на куполе удивительной конструкции, издавала пронзительный предостерегающий крик.

Во времена, когда высота зданий обычно не превышала трёх этажей, маяк высотой около ста метров, не мог не поражать воображение как местных жителей, так и гостей города. Тем более что на момент окончания строительства оно оказалось самым высоким зданием древнего мира и являлось таковым ещё чрезвычайно длительное время.

Александрийский маяк находился на восточном побережье небольшого острова Фарос, расположенного возле Александрии – главного морского порта Египта, построенного Александром Македонским в 332 г. до н.э.

Место для возведения города великий полководец выбирал чрезвычайно тщательно: он изначально задумал построить в этом регионе порт, который являлся бы важным торговым центром.

Чрезвычайно важно было, чтобы он находился на пересечении как водных, так и наземных путей трёх частей света – Африки, Европы и Азии. По этой же причине здесь нужно было построить не менее двух гаваней: одну для кораблей, прибывших со стороны Средиземного моря, а другую – для приплывших по Нилу.

Поэтому Александрия была построена не в дельте Нила, а немного в стороне, на двадцать миль южнее. При выборе места для города, Александр учитывал местонахождение будущих гаваней, особое внимание при этом уделил их укреплению и защите: очень важно было сделать всё для того, чтобы воды Нила не забивали их песком и илом (специально для этого впоследствии была сооружена дамба, соединяющую континент с островом).

После смерти Александра Македонского через некоторое время город оказался под властью Птоломея I Сотера – и в результате умелого управления превратился в успешный и процветающий город-порт, а возведение одного из семи чудес света значительно приумножило его богатства.

Предназначение

Александрийский маяк давал возможность кораблям без проблем заплывать в порт, успешно обходя подводные камни, отмели и другие препятствия залива. Благодаря этому после возведения одного из семи чудес объёмы торговли света резко возросли.

Маяк также служил дополнительным ориентиром для моряков: пейзаж египетского побережья довольно-таки разнообразен – в основном одни лишь низменности и равнины. Поэтому сигнальные огни перед входом в гавань были как нельзя кстати.


С этой ролью успешно бы справилось и более низкое сооружение, поэтому Александрийскому маяку инженеры отводили ещё одну немаловажную функцию – роль наблюдательного пункта: враги нападали обычно с моря, поскольку страну со стороны суши неплохо защищала пустыня.

Установить такой наблюдательный пункт на маяке нужно было ещё и потому, что возле города не было никаких природных возвышенностей, где это можно было бы сделать.

Строительство

Такое масштабное строительство требовало огромных ресурсов, притом не только финансовых и трудовых, но также и интеллектуальных. Птоломей I эту проблему решил довольно быстро: как раз в то время он завоевал Сирию, поработил евреев и увёл их в Египет (часть из них впоследствии он задействовал для возведения маяка).

Именно в это время (в 299 г. до н.э.) он заключил перемирие с Деметрием Полиоркетом, правителем Македонии (отцом его был Антигон, злейший враг Птоломея, который умер в 301 г. до н. э).


Таким образом, перемирие, огромное количество рабочей силы и другие благоприятные обстоятельства, дали ему возможность начать строительство грандиозного чуда света (хотя точная дата начала строительных работ до сих пор не определена, исследователи убеждены, что это случилось где-то между 285/299 гг. до н.э.).

Наличие дамбы, построенной ранее и соединявшей остров с континентом, значительно облегчало задачу.

Первоначальный внешний вид

Строительство Александрийского маяка было поручено мастеру Сострату из Книдии. Птоломей пожелал, чтобы на здании было начертано лишь его имя, говорящее о том, что именно он создал это великолепное чудо света.

Но Сострат был настолько горд своей работой, что вначале выбил на камне своё имя, затем наложил на него очень толстый слой штукатурки, на которой написал имя египетского правителя. Со временем штукатурка осыпалась, и мир увидел подпись архитектора.


Точных сведений о том, как именно выглядело одно из семи чудес света, не сохранилось, но кое-какие данные всё же имеются:

  • Маяк со всех сторон был обнесён толстыми крепостными стенами, а на случай осады в его подземельях хранились запасы воды и еды;
  • Высота древнего небоскреба составляла от 120 до 180 метров;
  • Маяк был построен в форме башни и имел три этажа;
  • Стены древнего сооружения были выложены из мраморных глыб и скреплены раствором с небольшим добавлением свинца.
  • Фундамент конструкции имел почти квадратную форму – 1,8 х 1,9 м, а в качестве строительного материала был использован гранит или известняк;
  • Первый этаж Александрийского маяка имел высоту около 60 м, при этом длина сторон составляла около 30 м. Внешне он напоминал крепость или замок с установленными по углам башнями. Крыша первого яруса была плоской, декорирована статуями Тритона и служила основой для следующего этажа. Здесь были расположены жилые и подсобные помещения, в которых жили солдаты и рабочие, а также хранился разный инвентарь.
  • Высота второго этажа составляла 40 метров, он имел восьмиугольную форму и был облицован мраморными плитами;
  • Третий ярус имел цилиндрическую конструкцию, декорированную статуями, исполняющими роль флюгеров. Здесь было установлено восемь колонн, которые поддерживали купол;
  • На куполе, развернувшись лицом к морю, стояла бронзовая (по другим версиям – золотая) статуя Посейдона, высота которой превышала семь метров;
  • Под Посейдоном находилась площадка, на которой горел сигнальный огонь, указывавший путь к гавани ночью, тогда как днём его функции исполнял огромных размеров столб дыма;
  • Для того чтобы огонь можно было увидеть с огромного расстояния, возле него была установлена целая система из отполированных металлических зеркал, отражающих и усиливающих свет костра, который, по свидетельствам современников, был виден даже на расстоянии 60 км;

Существует несколько версий, как именно поднимали топливо на вершину маяка. Приверженцы первой теории полагают, что между вторым и третьим ярусами была расположена шахта, где был установлен подъёмный механизм, с помощью которого наверх поднималось топливо для костра.

Что касается второй, то она подразумевает, что на площадку, на которой горел сигнальный огонь, можно было попасть по винтовой лестнице вдоль стен сооружения, причём лестница эта была настолько пологой, что наверх здания без труда могли подняться навьюченные ослы, везущие топливо на вершину маяка.

Крушение

Александрийский маяк прослужил людям довольно долго – около тысячи лет. Таким образом, он пережил не одну династию египетских правителей, видел римских легионеров. На его судьбу это особо не повлияло: кто бы ни правил Александрией, все заботились о том, чтобы уникальное сооружение простояло как можно дольше – восстанавливали разрушившиеся из-за частых землетрясений детали здания, обновляли фасад, на который негативно влияли ветер и солёная морская вода.

Время сделало своё дело: маяк перестал работать в 365 году, когда одно из сильнейших землетрясений Средиземного моря вызвало цунами, затопившее часть города, а число погибших египтян, по свидетельствам летописцев, превысило 50 тыс. жителей.


После этого события, маяк значительно уменьшился в размерах, но простоял ещё довольно долго – вплоть до XIV века, пока очередное сильнейшее землетрясение не стёрло его с лица земли (через сто лет султаном Кайт-бей на его фундаменте была возведена крепость, которую можно увидеть и в наши дни).

В середине 90-х гг. остатки Александрийского маяка были обнаружены на дне залива при помощи спутника, а ещё через какое-то время учёные, используя компьютерное моделирование, смогли более-менее восстановить образ уникального сооружения.


Top